Года 3 или 4 назад мои дети учились в БФ ПГТУ и вынуждены были сдавать экзамен по философии Сидоровой Е. В. Мои дети обратились ко мне за помощью с просьбой подготовить для них билеты по философии, так как ничего не поняли из курса лекций Сидоровой. К тому же их конспект лекций был неполный, они иногда пропускали занятия по философии из-за своей работы. Поэтому я обратился за конспектом к своему приятелю, который ходил на все лекции Сидоровой, аккуратно записывал её лекции, но тоже ничего не понял. Взамен я обещал ему дать копию билетов по философии, которые собирался составить. Билеты Сидоровой – это образец философской схоластики, то есть наукообразной галиматьи и абракадабры, которую нельзя ни понять, ни запомнить. Чтобы студент мог легко запомнить билеты и изложить их на экзамене, преподаватель должен изложить их в форме связных рассказов, но, похоже, эта проблема Сидорову нисколько не заботит. К тому же, чтобы окончательно вывихнуть мозги студентам Сидорова не изложила на лекциях часть билетов и оставила их студентам на самоподготовку. Я потратил два месяца на то, чтобы кроме заумных ответов Сидоровой ниже изложить свои лаконичные, ясные и интересные ответы, которые легко запоминаются, так как написаны для детей в моём учебнике «Интересное обществознание». Часть ответов я был вынужден подготовить заново, так как этих ответов нет в моём учебнике. Для этого в моём распоряжении есть лучшая в городе домашняя библиотека по общественным наукам. Мне кажется, что Сидорова сама не сможет повторить свои лекции по памяти, не заглядывая в конспект, а что взять с бедного студента, для которого лекции Сидоровой – это китайская грамота? Или Сидорова специально пытает студентов схоластикой, что бы больше её боялись? Я понимаю, что Сидорова не сама выдумала эти заумные тексты, а списала из государственного учебника и учебной программы. Но она обязана как-то сделать свои лекции понятными для студентов, изложить первоисточники, наконец, использовать хоть мои билеты по философии, опубликованные на Берфоруме. Если студент имел конфликт с Сидоровой, то она отбирает у него текст подготовленного и списанного 5 минут назад ответа и заставляет повторить его по памяти, но многие студенты оказываются не в состоянии повторить по памяти этот бред. На экзамене Сидорова не стала спрашивать у моей дочери ничего по вопросам выбранного билета и сразу начала её «валить» - гонять дочь по всем билетам, чтобы найти пробелы в её знаниях. В результате этих усилий Сидорова сумела найти только один самый бредовый билет, ответ на который не знала не только моя дочь, но и я сам, этот билет Сидорова на лекциях не объясняла и оставила на самоподготовку – «общественное сознание в марксизме» (33 Билет. Диалектико-материалистическая концепция сознания). к тому же марксизм и диалектику я считаю устаревшими, бредом сивой кобылы
Сидорова поставила моей дочери отметку «Хорошо». Два моих приятеля из бригады сдали по моим билетам философию на «Отлично». После этого я выложил билеты Сидоровой и свои билеты по философии на сайте Белорусского университета.
http://www.bygeo.ru/...-starikova.html
Мои билеты по культурологии
http://www.sciteclib...?num=1324188826
Мои билеты по политологии
http://www.sciteclib...?num=1320393368
Мои билеты по социологии
http://www.ucheba.ru...age-104183.html
Мои билеты по философии
http://www.ucheba.ru...age-104181.html
Модератор сайта Белорусского университета уговаривал меня опубликовать фамилию плохого преподавателя, чтобы страна могла знать своих «героев», но я отказался, так как мои дети взмолились из-за опасения мести на защите своей дипломной работы и просили меня подождать с публикацией этой фамилии до тех пор, пока они не окончат БФ ПГТУ и получат дипломы. Сидорова не одна такая. Большинство преподавателей общественных наук и школьных учителей обществознания в России грузят студентов и учеников схоластикой, используя плохие государственные учебники, которые на самом деле не пригодны для преподавания. Я предлагаю студентам и школьникам опубликовать на этой теме образцы лекций местных преподавателей с указанием фамилий этих плохих преподавателей. Мы устроим конкурс схоластических «перлов» «Серебряная калоша» на звание худшего преподавателя общественных наук в Пермской области.
Что касается моих билетов, то последние 4 месяца я занимаюсь публикацией некоторых из них на русской Википедии и English Wikipedia
Смотрите страницы участника Валерий Стариков на Русской Википедии
http://ru.wikipedia....%BA%D0%BE%D0%B2
И участника Valery Staricov на English Wikipedia
http://en.wikipedia....Valery_Staricov
На русской Википедии я опубликовал 6 статей и 10 дополнений к чужим статьям.
Список статей, опубликованных мной в Русской Википедии:
· Список статей, опубликованных мной в Википедии:[править]
Школы и направления в западной макросоциологии
http://ru.wikipedia....%B3%D0%B8%D0%B8
Демократия и тоталитаризм
http://ru.wikipedia....%B8%D0%B7%D0%BC
Социология революции
http://ru.wikipedia....%86%D0%B8%D0%B8
Закон вызова и ответа
Футурошок (книга Тоффлера)
http://ru.wikipedia....%B5%D1%80%D0%B0)
Основания новой науки об общей природе наций
http://ru.wikipedia....%86%D0%B8%D0%B9
Список моих дополнений к чужим статьям, с указанием заголовка этого дополнения:[править]
Теория социальной стратификации Теория Уорнера о 6 слоях в американском обществе.
http://ru.wikipedia....%86%D0%B8%D0%B8
Государь (Макиавелли) Сущность идей Макиавелли.
http://ru.wikipedia....%BB%D0%BB%D0%B8)
Социальное неравенство Либеральная точка зрения на причины неравенства.
http://ru.wikipedia....%82%D0%B2%D0%BE
Социальная мобильность Теория социальной мобильности Питирима Сорокина.
http://ru.wikipedia....%81%D1%82%D1%8C
Комплекс неполноценности Адлер о комплексе неполноценности у детей.
http://ru.wikipedia....%81%D1%82%D0%B8
Жест Аллан Пиз о языке телодвижений.
http://ru.wikipedia....%B5%D1%81%D1%82
Надзирать и наказывать Приложение. Мишель Фуко "Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы".
http://ru.wikipedia....%B0%D1%82%D1%8C
Постижение истории Закон вызова и ответа Арнольда Джозефа Тойнби.
http://ru.wikipedia....%80%D0%B8%D0%B8
Мода Георг Зиммель о сущности моды
http://ru.wikipedia....%BE%D0%B4%D0%B0
Глобальные проблемы Доклады Римского клуба.
http://ru.wikipedia....%B5%D0%BC%D1%8B
Трёхкомпонентная теория любви Роковая любовь.
http://ru.wikipedia....%B1%D0%B2%D0%B8
В English Wikipedia я опубликовал 2 статьи и 1 дополнение к статье. Работа В English Wikipedia в ближайшее время будет продолжена.
· Sociology of revolution
http://en.wikipedia....y_of_revolution
· Democracy and Totalitarianism (book)
https://en.wikipedia.org/wiki/"Dem … nism"(a_book_of_Raymond_Aron_)”#Soviet_regime_and_attempts_of_its_understan
· Future Shock Alvin Toffler distinguished three stages in development of society and production.
http://en.wikipedia....ture_references
Билеты по философии Сидоровой Е. В.
1. Билет. Мировоззренческое отношение «человек-мир» как исходное философское отношение.
1.Космоцентризм: Человек находится внутри мира.
2.Антропоцентризм в западноевропейской философии: Человек воздействует на мир.
3.Интегральный: человек и мир воздействуют друг на друга.
Мировоззренческие функции философии: гуманистическая, социально-аксиоматическая, культурно-воспитательная, объяснительно-информационная.
Философия – теоретическая форма мировоззрения.
2. Билет. Философия. Предмет. Проблема методов.
Структура философского знания.
Стоики делили философию на три части: физика, логика, этика.
Этика – учение о нормах и правилах поведения, принятых в группе как допустимые.
Френсис Бэкон: три человеческие способности: память – история, воображение – поэзия, рассудок – философия.
Иммануил Кант: человеческие способности с рождения: познавательная, практическая эстетическая.
ФИЛОСОФИЯ – это учение о единстве истины, добра и красоты.
Гегель: три части знания:
логика,
философия природы,
философия духа (философия религии, философия права, философия истории).
С развитием естественных наук философия утратила функцию единственной формы теоретического освоения действительности (единственной формы познания).
Субстанция – это сущность, лежащая в основе.
Энгельс: Основной вопрос философии: что первично?: материя или сознание? Материалисты: досократики (Фалес, Анаксимандр, Гераклит и т.д.), наивный материализм (Гольбах, Дидро), социал-дарвинизм, Диалектический материализм (Маркс, Энгельс, Ленин).
Идеализм: объективный идеализм (Платон, Гегель). Субъективный идеализм (Беркли, Кант).
Онтология – учение о первооснове мира.
Монизм – философская концепция, где есть только одно первоначало.
Дуализм – философская концепция, признающая равенство двух начал, например материи и сознания.
Плюрализм – множество первоначал (plural –множество)
Гносеология – это учение о познаваемости мира, это теория познания.
Гносеологический оптимизм – мир познаваем.
Агностицизм – мир не познаваем. Сократ и Кант – частично не познаваем.
Юм – полностью не познаваем.
Скептицизм – это Пиррон, Монтень, Декарт. Они подвергали сомнению познаваемость мира.
3. Билет. Соотношение философии и научного метода (варианты решений).
Специфика познания социальных явлений.
Проблемы научного знания.
Наука – это особая форма познания мира, основанная на рациональных принципах. Она возникла в 15-17 в.
Основные задачи науки:
1. Обнаружение объективных законов окружающего мира.
2. Цель науки – поиск объективной истины.
3. Ориентация науки на практику. Наука – руководство к действию.
4. Процесс воспроизводства всё новых и новых знаний.
5. Использование приборов и инструментов.
6. Достоверность результатов и строгая доказательность.
Критерии научности: Внутренняя системность, формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, непревзятость, строгость.
Методы науки:
1. Специальные методы в отдельных науках
2. Общенаучные методы
3. Универсальные методы, например, диалектика.
Анализ и синтез – это мысленное расчленение на части и создание целого из частей.
Индукция – движение мысли от единичного к общему. Дедукция – восхождение от общего к единичному в процессе познания.
Аналогия – это нахождение сходства между разными объектами. Моделирование.
Абстрагирование – это процесс отвлечения от некоторых свойств.
Идеализация – образование абстрактных объектов.
Формализация – это отображение содержания в формализованной языке.
Методы науки:
1. Наблюдение.
2. Измерение.
3. Эксперимент.
4. Билет. Этапы развития науки. Противоречивость научной картины мира.
Этапы развития науки:
1. Классический. 17-19вв. Механика.
2. Неоклассический. Первая половина 20 в. Квантовая теория, теория относительности.
3. Постклассический. Вторая половина 20 в.Теория нестационарной вселенной, теория биологической эволюции. Синергетика.
5. Билет. Основные особенности научного знания (приёмы и методы).
6. Билет. Философское решение проблемы бытия – «зеркало» мировоззрения эпохи.
Бытие́ — философское понятие, фиксирующее аспект существования сущего. Термин «бытие» часто используют для обозначения мира как целого, в отличие от мышления, которое ему противостоит. Предмет изучения онтологии. Противоположные понятия — небытие и ничто. Существенные философские проблемы — соотношение бытия и времени, соотношение бытия и небытия.
История понятия бытия
Понятия бытие и небытие в своем происхождении восходят к рассуждениям древнегреческого философа Парменида. Парменид впервые обращает внимание на такой аспект всякого сущего как бытие. Есть сущее и есть существование этого сущего, которое и называют бытием. Небытия, «ничего» (того, что не существует) нет. Таким образом, первый тезис Парменида звучит так: «Бытие есть, небытия — вовсе нет». Из этого тезиса следует, что бытие — одно, неподвижно, не имеет частей, едино, вечно, благо, не возникло, не подвержено гибели, поскольку в противном случае пришлось бы допустить существование небытия, что не допустимо. Второй тезис Парменида звучит так: «Мыслить и быть есть одно и то же». Поскольку небытия нет — это значит, что его и мыслить нельзя. Все, что мыслимо, есть бытие.
Аристотель разделил бытие на потенциальное (возможность) и актуальное (действительность). Причем актуальное бытие оказывается формой существования потенциального бытия на стадии его реализации.
Идеалистическая философия о «бытии»
В идеалистической философии под бытием понимают подлинную и абсолютную вневременную реальность, в противовес наличному миру становления.
Материалистическая философия о «бытии»
Материалистическая философия уравнивает понятие реальности, бытия и природы. Марксизм также вводит понятие общественного бытия как оппозицию общественного сознания.
Атрибуты бытия: время, пространство, энергия, информация, вещество.
Экзистенциализм о «бытии»
В философии экзистенциализма бытие противопоставляется сущему (наличному существованию, данному в опыте) или сущности (застывшему, вневременному существованию). Как правило, под бытием понимается личность: трансцендентная (Бог), коллективная (общество) или индивидуальная (экзистенция, личность, сам конкретный, уникальный человек).
7. Билет. Понятия движения и развития.
Движение – это способ существования материи, изменения вообще. Количественное и качественное изменение.
Перемещение без качественного превращения:
А. функционирование,
Б. круговорот,
В.развитие.
Свойства движения: всеобщность, абсолютность, несотворимость и неуничтожимость.
Формы движения материи (Энгельс): механическое движение, физическое, химическое, биологическое, социальное. Энгель выделил высшее и низшие формы. Высшие базируются на низших
Развитие есть форма движения, но более качественная. Свойства развития: некоторый ряд качественных изменений. Необратимость изменений. Формы развития : прогресс, регресс, цикл.
Формы развития: однолинейное многолинейное волнообразное спиралевидное ускоренное замедленное лестничнообразное гармоничное развитие и механическое движение существуют как противоположности не может быть развития без движения и без него.развития не может быть без перемещения.
8. Билет. Философские концепции развития.
Диалектика впервые возникла в эпоху Античности. У Сократа диалектика – это искусство ведения беседы. У Платона – вершина знания, знание идей, У Аристотеля – предварительный уровень логики, У Гегеля – этапы саморазвития абсолютной идеи. В марксизме диалектика – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Принципы: всеобщности и развития.
9. Билет. Основные законы и принципы диалектики.
Законы диалектики:
1. Закон единства и борьбы противоположностей. Этот закон показывает источник саморазвития.
2. Закон перехода количественных изменений в качественные. На примере температуры (количество) воды – твёрдая, жидкая газообразная (качества).
3. Закон отрицания отрицания.
Категории (самые общие главные понятия:
тождество- это такой вид отношения вещи к себе самой и другим вещам, которое означает совпадение всех её сторон
различие – это… несовпадение друг с другом.
Аристотель определил противоположность как различие, доведённое до предела. Все противоположности находятся в единстве. Единство является основанием борьбы.
10. Билет Античная философия – проблема первоосновы мира.
Отличительные особенности античной философии: рационализм, созерцательность (опытов и экспериментов они не проводили) главный вопрос: из чего всё состоит?
Периоды античной философии:
досократический период,
классический период 5-4 вв до н. э. Сократ, Платон, Аристотель
Эллинистический период 4-2 вв до н. э.
Греко-римский.
ДОСОКРАТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД Милетская школа Фалес-вода, Анаксимандр –Апейрон, Анаксимандр – воздух, Анаксагор – семена, Гераклит - огонь Гераклит -изобретатель диалектики Как учения о развитии, Всё течёт, всё изменяется, В одну реку нельзя войти дважды.
Логос – законообразующее начало.
Пифагорейская школа первооснова всего – единица 1 - . 2- ______ 3 - 4 - 10 –идеальное число.
Эгейская школа – Ксенофан, Парменид, Зенон первооснова – категория Бытие едино неделимо вечно неподвижно Парменид: сущее есть, ибо бытие есть. Быстроногий Ахиллес никогда не догонит черепаху.
Атомисты Демокрит Левкип Весь мир состоит из атомов и пустоты.
11. Билет. Античная философия – решение вопросов о познаваемости мира.
КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД.
Старые софисты: Протагор, Горгий.
Протагор: Человек есть мера всех вещей, для существующих, что они существуют, для несуществующих, что они не существуют.
Горгий: ничего не существует, Если что-то существует, то его нельзя познать. Если это можно познать, то нельзя объяснить и передать другому.
Сократ: Этика, Идея блага, Диалектика как искусство задавать вопросы и получать на них ответы. Сократ: Я знаю только то, что ничего не знаю.
Платон учил в школе Академия Демиург – это творец.
Аристотель учил в школе перипатериков (гуляющих философов)
12. Билет. Античная философия – социально-политические проблемы.
13. Билет. Основные проблемы философии эллинизма.
Этика. Основные школы: Эпикур, стоики, скептики, эклектики
Эпикур: цель жизни – атараксия (спокойствие души. Гедонизм - стремление к счастью.
Стоики :разумность , умеренность, справедливость, доблесть.
Скептики – Пиррон:Ничего не утверждать Эпохэ – удержание от суждений.
Эклектика – смесь несовместимых между собой взглядов.
14. Билет. Место Платона в истории философии.ю
15. Билет. Философское учение Аристотеля.
16. Билет. Античный материализм Демокрита и Левкиппа.
17. Билет. Соотношение «веры и знания» как основной вопрос философии Средневековья.
Главный вопрос: Во что я могу верить? Период средневековья: 5-14 вв.
1. Период патристики 5-8 вв.
2. Период схоластики. Ранняя схоластика – 8-12 вв. расцвет – 13 в. Упадок. Негативы античной культуры (Тертулиан)позитив: как инструмент познания бога.(Гностики).
3. Нейтраль сторонники сотрудничества между божественной и философской мудростью. (Августин, Псевдо-Дионисий). В период патристики опирались на Платона, В период схоластики – на Аристотеля. Патристика – формулируется христианство В период схоластики – обучение распространение христианства.
18. Билет. Основные принципы философии Средневековья. Спор об универсалиях.
Теоцентризм, считают бога абсолютной личностью, результат более глубокого чем в период античности понимание субъективного начала. Принцип теоцентризма вынуждал философов употреблять такие понятия, как бытие сущность существование свойство качество
Принцип креационизма (творения) учение о сотворении мира богом из ничего. Только бог имеет право на творчество
Принцип провиденциализма (провидение судьба) история разворачивается по божественному плану, составленному заранее. Для спасения человека.
Принцип символизма нужно за символом видеть скрытое содержание.
Реализм и универсализм.Спор о том, существуют ли общие понятия в реальности?
Реализм Сократ, Фома Аквинский: общие понятия реально существуют на небесах и человек их припоминает, например, понятие «кошка». Человек смотрит из пещеры и видит тени общих понятий.
Номинализм Оккам, И. Д Скотт:реально существуют только единичные вещи, реальные кошки, а не понятие о кошке. Понятие о кошке существует только в голове.
Бритва Оккама:Без необходимости не следует умножать многое.
Для реалиста существование- это проявление сущности. Они , согласно Боэцию, совпадают только в Боге.
Номиналисты могли обойтись без сущности.
В споре победили номиналисты. Универсалии – это общие понятия.
Тертулиан: Верую, потому что абсурдно
Ансельм: Верю и понимаю.
Оценка средневековой философии:
1.Бесплодность схоластики
2.Продуктивность и позитивность.
19. Билет. Блаженный Августин и его учение.
Августин: Верить , чтобы знать.
20. Билет. Философская система Фомы Аквинского.
Фома: Знать, чтобы верить.
Фома: Бог существует как перводвигатель, как производящая причина, как первая необходимость, как высшее совершенство бытия, как цель порядка.
21. Билет. Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения.
22. Билет. Социально-политические идеи эпохи Возрождения.
23. Билет. Философия в период от эпохи Возрождения до эпохи Реформации (15-16 вв.).
Джордано Бруно 16 в. Единство и бесконечность мира. Его несотворимость и неуничтожимость. Практическая польза знаний. Его сожгли на костре как еретика.
Гуго Гроций: 16-17 вв. Человеческое право делится на гражданское и естественное.
Томас Мор Остров Утопия. Кампанелла Город Солнца Макиавелли «Государь» Монтень Опыты.
24. Билет. Социально-политические течения эпохи Реформации и их значение.
25. Билет. Новизна и особенности философии Нового времени.
15- начало 18 в значение церкви постепенно снижается.
Главный вопрос: Что я могу знать? Проблема метода познания.философы опираются на авторитет науки.Критика схоластики.
Особенности философии Нового Времени: индуктивно-эмпирический метод, рационально-дедуктивное построение теории, принцип сомнения, человек обладает правами и обязанностями.
26. Билет. Ф. Бэкон и Р. Декарт: эмпиризм и рационализм Нового времени.
Спор между эмпиризмом и рационализмом. Эмпиризм: опора на опыт, метод познания – индукция, как восхождение от опыта к теории от частного к общему главная наука – механика, основатель - Френсис Бэкон, последователи – Локк, Гоббс, Беркли, Юм.
Рационализм, главное – разум, метод – дедукция (от аксиом к теоремам как в геометрии, основатель – Декарт, последователи – Спиноза, Лейбниц.
Бэкон «Новый Органон» Знание – сила, Метод – эксперимент, как плод брачного союза разума и природы. Идолы рода, пещеры, рынка, театра. Идолы – это заблуждения, стоящие на пути истины.
Декарт признавал равенство двух субстанций – материальной и духовной. Материальная обладает протяжённостью, духовная присуща мышлению. Правила метода: 1. Ясность и чёткость мысли. 2. Правило деления. 3. Правило синтеза. 4. Системность мышления. Аксиома: «Я мыслю, следовательно, я существую».Наше знание является врождённым.
27. Основные идеи Просвещения.
Локк Дж. Книга «опытыо человеческом разумении». Сознание – есть чистая доска, на котором ощущения рисуют образы. Права человека на жизнь, свободу и частную собственность. Выделил три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Принцип веротерпимости.
Гоббс Томас книга Левиафан Общество похоже на великана по имени левиафан. Голова – это правительство, смерть – это гражданская война. Страх заставил людей заключить общественный договор друг с другом, по которому король обязался поддерживать общественный порядок. До этого была война всех против всех, когда человек человеку был волком.
Вольтер – деист, сторонник конституционной монархии.
Гольбах книга «Система природы». Материя есть объективная реальность существующая до и независимо от нас, наших знаний о ней и данная нам в ощущении.
28. Билет. Сходства и различия французских материалистов и немецких идеалистов 18 века.
Немецкая классическая философия. Представители: Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах, Маркс, Энгельс.
Кант, Фихте – субъективные идеалисты
Шеллинг, Гегель – объективные идеалисты
Фейербах – антропологический материализм
Маркс Энгельс – диалектический материализм.
Достоинства немецкой философии: был разработан диалектический метод познания и преобразования мира, заново сформулирована проблема соотношения субъекта и объекта.
Фихте субъективный идеализм Философия как наука наук (источник человеческого могущества. Абсолютное – Я в центре его внимания главное понятие – Воля.
Шеллинг «Система трансцедентального идеализма». Он стремился к преодолению двойственности субъекта и объекта и исходил из их тождества. Этот подход был развит Гегелем
29. Билет . И. Кант – основоположник классической немецкой философии.
Годы жизни: 1724-1804. Кант: Две проблемы интересуют меня – звёздное небо над головой и моральный закон внутри нас. Трансцедентальный (критический) идеализм 2 периода в его творчестве:
1. Докритический период научные изыскания 1780
2. Критический период Критика чистого разума Критика практического разума Критика способности суждения. До Канта изучали объект познания. Кант изучил познающего субъекта.
Он выдели два уровня познания: эмпирический трансцедентальный.
Гносеология Канта: существуют вещи сами по себе, они действуют на наши органы чувств
Априорны (доопытные) формы чувственности :пространство, время и формы рассудка.
Антиномии – это противоречия. Вещь в себе непознаваема. Феномен – явление вещи в сознании в форме образа.
Ноумен – вещь в себе.
Этика Канта: Человек живёт в двух мирах – в чувственно-воспринимаемом мире и умопостигаемом мире (мир свободы) Человеческая воля автономна. Законы практического разума – это нравственные законы. Категорический императив – это нравственные требования.
30. Билет. Философия Гегеля. Система и метод.
Гегель. Годы жизни: 1770-1831.Абсолюный идеализм. Главный принцип – Абсолютная идея, логос или мировой разум, бог.
Метод – диалектический развитие происходит по фолрмуле: тезис-антитезис-синтез. Диалектика понятий определяет диалектику вещей. Отчуждение: Возникновение вещей из духа.
Сущность духа – свобода. Сущность материи – тяжесть, а цель её – в ней самой.
Этапы в истории: 1.Восточный Восточный мир не свободен. 2.Греко-римский. Некоторые свободны. 3.Германский. Все свободны.
Дух как воплощение абсолютной идеи есть: 1.Государство (Прусская сословная монархия).
2. Нация, как носитель немецкого духа. 3.Герой-завоеватель, который претворяет в жизнь цель исторического развития. Вывод: Гегелевский метод, предполагающий бесконечность развития, вступил в противоречие с философской системой, которая предполагает завершение, достижение абсолютной истины.
Более того, Гегель видел завершение в современной ему Германии, которую считал высшей точкой исторического развития. Свою теорию Гегель считал высшей точкой философского развития.
31. Билет. Материализм и атеизм Л. Фейербаха.
Фейербах Годы жизни: 1804-1872.Антропологический материализм. Книга «Сущность христианства». 3 сущностных черты человека: разум, воля и сердце. «Любовь есть новая религия». «Смысл жизни в самой жизни».
32. Билет. Возникновение философии марксизма.
Годы жизни Маркса: 1818-1883. Энгельса: 1820-1895. Брошюра «Манифест коммунистической партии». Их идеи:
1.Практика – есть критерий истины.
2.Маркс о материалистическом понимании истории (концепция общественно- экономических формаций)
33. Билет. Диалектико-материалистическая концепция сознания.
Чувственность имеет практический характер. Сущность человека есть совокупность общественных отношений. 4. Религия есть форма общественного сознания. 5. Общественная жизнь является по существу практической. В отличие от Гегеля Маркс понимал идеальное как материальное, переосмысленное в человеческой голове и преобразованное в ней.
Понятие отчуждения в «Экономико-философских рукописях» (1848 г.): 1. Отчуждение продуктов труда. 2. Отчуждение процесса труда. 3. Отчуждение человека от природы. 4. Отчуждение от жизнедеятельности. 5. Самоотчуждение человека. 6. Отчуждение общественных отношений.
34. Билет. Современный пост- и неомарксизм.
Разработки Маркса в области отчуждения сыграли немаловажную роль. Они легли в основу «Критической теории» Франкфуртской школы, которая назвала свою концепцию неомарксизмом: 1. Выделение мира социального. 2. Талантливая критика недостатков капитализма. 3. Разработка проблем практики. Теория Маркса привела к возникновению персонализма и экзистенциализма
35. Билет. Русская философия. Основные идеи и направления.
Соловьёв 1-е место – проблема человека. Проблема общества. Отсутствие академического начала. Находит свою аудиторию в читательской средена первый план выходит публицистика как философский жанр. Жанр литературной критики. Интуитивизм как метод при постижении внешнего когда оно сливается с внутренним психическим. Лосский, Франк.
36. Билет. Россия: Восток и Запад, Спор западников и славянофилов.
Разрешение спора между западниками и славянофилами.
37. Билет. Идеи космизма в мировой и отечественной философии.
Циолковский. Как ребёнок покидает колыбель, так и человечество покидает Землю.
Вернанский. «Записки натуралиста» Переход от биосферы к ноосфере. Ноосфера – это сфера разума, тонкая оболочка на Земле, созданная человечеством.
Чижевский. Связь между циклической солнечной активностью и событиями на Земле, Активное Солнце – на Земле происходят революции, нашествия саранчи и т. д.
Фёдоров. 1829-1903. «Философия общего дела»
Одоевский Сухово-Кобылин: три стадии развития человечества : земная, солярная (солнечная), звёздная.
38. Билет. Основные идеи Н. Бердяева.
Годы жизни Бердяева: 1874-1948. «Философия свободы» «Смысл творчества». Национальный русский характер. Революцию подготовила интеллигенция. Для них характерно тотаритарное усвоение марксизма как абсолюта.
Русский нигилизм ( отрицание всего): богатства. Культуры авторитета. Народники хотели, что бы всё было общее.
Смысл революции. Главная особенность русского социализма – тоталитарный характер: 1. Партийный централизм. 2. Характер государственной власти (диктатура пролетариата, сильная власть, которая создала бюрократическую машину). 3 Господство политики над экономикой. Бердяев: человек дитё бога и свободы, свобода важнее бога. Творчество есть продолжение боготворения. 4 типа: 1. Варварство. 2. Культура. 3 . цивилизация. 4. Религиозное возрождение.
39. Билет Философский иррационализм.
Это течение возникло в середине 19 в. Предпосылки их идей можно найти у пифагорейцев, в христианской средневековой философии. Духовное есть спонтанные бессознательные импульсы. Этапы иррацианализма: 1 Философия воли у Шопенгауэра. 2. Философия жизни у Дильтея, Бергсона, Ницше. 3 Экзистенциализм. Вопреки рационализму, представители иррационализма считали, что мышление не способно адекватно отразить действительность, что невозможно рационально объяснить неустойчивость социального бытия. Основная задача философии: выработка эмоционально-нравственных установок для ориентации человека в межличностных ситуациях. Человек отличается от животных не способностью к мышления, а к нравственной оценке. Главные понятия: страх, отчаяние, тоска, заботы, любовь, причастность.
Шопенгауэр. Годы жизни: 1788-1860. Книга «Мир как воля и представление. Учителя: Кант, Сократ. Главный принцип Воли: Никогда не делай то, что тебе хочется, а делай то, что не хочется.
Психоанализ. Фрейд 1856-1939 «Толкование сновидений».Понятие бессознательного. 1.Ид –оно бессознательное.
2. Эго – я сознание.
3. Суперэго – сверх «Я».
Понимание роли религии. Религия – общечеловеческий невроз сознательности.
Юнг. 1875-1965.Архетип. Коллективное бессознательное.
40. Билет. Проблема человека в экзистенциализме.
Иррационализм выступает против установки,что мир родственен человеку, что природа и общественная жизнь устроены рациональным образом. Неустойчивость социального бытия превращается в неуравновешенность всего мироздания. Отрицание способности мышления адекватно отражать действительность. Главная задача философии – выработка эмоционально-нравственных установок Понят истинную ценность явлений может только человек. Человек отличается от животного не способностью к мышлению, а способностью к нравственной оценке. Главные понятия: страх, отчаяние, тоска, забота, любовь, причастность.
Основные идеи экзистенциализма:
1. Существование предшествует сущности. Существование – это сам человек, как он приходит в мир, Он не добр и не зол.
2. Сущность человека, приобретаемая им – это сущность общественных отношений.
3. Отчуждение – основная характеристика, приобретаемая им. Философия призвана не преодолевать отчуждение, а помочь человеку найти своё «Я», не терять его в самых абсурдных условиях.
Кьеркегор годы жизни: 1813-1855.Страх и трепет, наслаждение и долг. Главный лозунг: «Выбери себя».
Хайдегер Годы жизни: 1889-1976. «Бытие и время».
Сартр 1905-1980. «Тошнота», «Бытие и ничто».
Ясперс 1883-1969. Истоки истории и её цель».
41. Билет. Учение Фридриха Ницше о переоценке ценностей.
Годы жизни: 1844-1900. 2 направления: апполоническое и дионисийское. Символ апполонийского – скульптура холодность искусственность разум интеллект. Дионисийское – чувственное начало музыка – Вагнер. Воля – характеристика человека.
42. Билет. Трудность решения проблемы сознания.
43. Билет. Изменение представлений о сознании в истории философии.
Сущность психологической теории З.Фрейда.
44. Билет. Общественное сознание. Структура, формы, проблемы изучения.
Структура общественного сознания:
1. Уровень социальной психологии. Обыденного массового сознания.
2.Уровень идеологии и теоретического сознания.
Формы общественного сознания: религия. Мораль. Право. Искусство. Философия. Они отличаются по предмету и способу отражения. Общественной роли. Закономерности: преемственность взаимное влияние различных форм друг на друга. Социально-классовый характер.
45. Билет. Религия и религиозное сознание.
Религия – сложная социальная система которая включает религиозное сознание, культ и организацию. Главный признак религии – вера в сверхестественное. Религия имеет гносеологические корни. Источником знания религия считает непосредственное восприятие. Откровение. Потребность эмоционально переживать ценность бытия – то что отличает психику человека от психики животных. Религиозное сознание меняется от фетишизма к магии и монотеизму. От атеизма к ортодоксальной религиозности существуют переходные формы деизм и пантеизм. Маркс: религия – это фантастическое отражение в головах людей внешних сил, которые господствуют над ними. В их повседневной жизни. Возникновение религии в первобытном обществе связано с бессилием человека перед силами природы.
Виды религии: 1. Естественные религии (Боги в природе). 2. Религия закона (повиновение заповедям) 3. Религии искушения. (из-за чувства виновности и веры в милосердие бога) 4. Социальная или светская религия
Функции религии: 1. Иллюзорно-компенсаторная. 2 мировоззренческая. 3. Регулятивная. 4. Коммуникативная. 5. Интегрирующая.
46. Билет. Право и правовое сознание.
Право – это свод общеобязательных правил поведения, установленных государством. позитивное право – основные права человека. Закон есть форма конкретизации права.
Функции права: 1. Право регулирует отношения собственности и труда иобмена его продуктами. 2. Определяет порядок функционирования государственного организма. 3. Устанавливает права и обязанности членов общества и гарантии их осуществления. 4. Определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения.5. воздействует на некоторые виды общественных отношений. Вывод: право гарантирует соблюдение прав и свобод человека.
47. Билет. Мораль как форма общественного сознания.
48. Билет. Политика и политическая организация общества.
49. Билет. Понятие «общество» в различных философских школах.
50. Билет. Подходы к изучению общества как системы.
51. Билет. Проблема методов (философских и научных) при изучении общества.
52. Билет. Суть глобальных проблем мировой цивилизации.
Глобальные проблемы современности.
53. Билет. Философия техники.
54. Билет. Основные идеи современной философии (направления, персоналии).
Западноевропейская философия XX века
55. Билет. Роль философии в современном мире.