НЕФИЛОСОФСКИЙ ФОРУМ

Объявление

Внимание, в настройках своего профиля можно сменить внешний вид форума.
Чат временно не работает Важно: Читайте конституцию, вновь прибывшие, это поможет избежать досадных непониманий.

Есть проблемы со входом на форуме. У многих проблемы с автоматической регистрацией Решение в НОВСТЯХ2 декабря 2006.Если есть проблемы, пишите в разделе административном,поможем

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » НЕФИЛОСОФСКИЙ ФОРУМ » Социология и психология » Теория социального прогресса


Теория социального прогресса

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

При создании теории социального прогресса  я опирался, прежде всего, на свою теорию взаимосвязи между конфликтом и контролем. А также я опирался на теорию биологической эволюции Чарльза Дарвина. Эта теория Дарвина стала для меня образцом для подражания при создании моей теории социального прогресса. Кроме того, я сделал выводы из ошибок утопии Маркса о коммунизме и неудач марксистского эксперимента в России. Отрицательный результат марксистского эксперимента в России – это тоже результат для меня. Конфликт и контроль – это важнейшие отношения между людьми в обществе. Прогресс общества приводит к изобретению всё новых и новых видов конфликта и контроля.
     Согласно теории биологической эволюции Дарвина, в биосфере действуют четыре фактора эволюции:
• наследственность,
• изменчивость,
• борьба за существование,
• естественный отбор наиболее приспособленных.
        Сущность  теории Дарвина выражена в следующих положениях:
• В пределах одного вида существует огромный размах индивидуальной изменчивости признаков. Не существует двух абсолютно одинаковых особей.
• Все живые организмы обладают способностью к быстрому размножению. Если бы не было истребления, то потомство одной пары быстро покрыло бы всю Землю.
• Жизненные ресурсы ограничены, поэтому возникает борьба за существование, за место под Солнцем (за жизнь и возможность иметь потомство) между особями одного вида и между особями разных видов либо с природными условиями.
• В этой борьбе выживают сильнейшие, наиболее приспособленные особи, имеющие те отклонения, которые случайно оказались выгодными в данных условиях окружающей среды. Отклонения в наследственном аппарате возникают случайно, как будто Бог играет в кости. Потомки выжившей особи наследуют полезное отклонение и оказываются более приспособленными к данным условиям окружающей среды.
• Выживание и преимущественное размножение приспособленных особей и гибель неприспособленных  – это естественный отбор.
• Естественный отбор отдельных особей одного вида в разных условиях окружающей среды приводит к расхождению признаков и к видообразованию.
    Главная мысль социал-дарвинизма состоит в следующем, механизм социальной эволюции ни чем не отличается от механизма биологической эволюции, поэтому в обществе выживает сильнейший. Таким образом, факторами эволюции и в обществе, и в биосфере являются наследственность, изменчивость, естественный отбор и борьба за существование.
        Идея эволюции путём естественного отбора витала в воздухе в 19 веке. Я собираюсь поднять на щит и развить эту идею  в 21 веке в идею социального прогресса. Впервые идею социальной эволюции через естественный отбор сформулировал Т. Мальтус. По его мнению, системы помощи беднякам являются неэффективными. Ч. Дарвин и А.Р. Уоллес сформулировали свою идею о борьбе за выживание после чтения книги Мальтуса. Теория Дарвина имела ошеломляющий успех в биологии. Представители  социал-дарвинизма решили по методу аналогии применить принципы биологической эволюции к обществу, и тем самым повторить научный успех Дарвина. Представители социал-дарвинизма: Т.Мальтус, Г.Спенсер, Ж. А. Гобино, Х. С. Чемберлен, Л. Вольтман, Ж. Лапуж, Ф. Гальтон, Л. Гумплович. Г.Спенсер считал, что Вселенная, общество, социальные институты и человек претерпевают эволюцию по закону выживания сильнейших. Люди и организации должны развиваться, полагаясь лишь на собственные силы, слабые должны погибнуть или «уйти со сцены». Эти идеи были очень близки американским колонистам на Диком Западе, где не сумевшие приспособиться просто погибали. Ж.А. де Гобино считал, что из-за невозможности длительно сохранять чистоту расы наступает гибель всех цивилизаций, что этнические смеси приводят к вырождению человека, что существует неизбежная иерархия рас.
        Кузен Дарвина Ф. Гальтон основал новую науку – евгенику, как науку о селекции человеческого рода путём искусственного отбора. Чтобы вывести высокоодарённую человеческую расу, нужно создать материальные стимулы для поощрения вступления в брак и обзаведения детьми тех, кто успешно пройдёт процедуру интеллектуального тестирования. Кстати, эти тесты IQ сегодня широко применяются на практике, несмотря на дурную славу социал-дарвинизма.
       Антрополог Ж.В. де Лапуж считал наиболее ценным расовым типом белокурого долихоцефала, таким образом, признаками высшей расы являются белокурые волосы и «длинный» череп, этот второй признак определялся с помощью головного указателя, как отношения наибольшей ширины черепа к наибольшей длине, ширина и длина черепа определялись с помощью специального циркуля. Понятие головного указателя было введено шведским анатомом А. Ретциусом в 40-х гг. 19 в. О. Аммон провёл ряд антропологических исследований среди рекрутов и студентов. Иногда факты противоречили этой гипотезе, и некоторые гении оказывались «круглоголовыми» - брахицефалами, тогда Аммон был вынужден записать их в ложные брахицефалы. Л. Гумплович считал, что единицей социального отбора является не личность, а этническая группа или социальный класс, что государство – это организация господства меньшинства над большинством, что государство возникло в результате борьбы между ордами. Эти идеи нашли применение в фашистской Германии, где «расовая гигиена» нашла воплощение в экспертизе на чистокровность, в насильственной стерилизации и уничтожении «неполноценных» в концлагерях и газовых камерах.
    Нацисты имели правдоподобное научное обоснование своих чудовищных экспериментов. Но результаты нацистских экспериментов ужаснули весь мир. Моя цель – это откреститься от ложных нацистских теорий, ужасных нацистских экспериментов и возродить истинный социал-дарвинизм. Иначе огульная  критика социал-дарвинизма выплёскивает ребёнка вместе с водой. 
    Мою критику социал-дарвинизма следует начать с того, что сама попытка объяснить социальную эволюцию с помощью естественного отбора была правильной, но социальный конфликт несколько отличается от биологического конфликта.
Существует три вида социального конфликта:
• Борьба за существование (за возможность сохранить жизнь и избежать гибели) и за возможность иметь потомство.
• Конфликт за статус контролёра.
• Конфликт за сферу влияния.
     Дарвин верно заметил, что в биосфере идёт борьба только первого типа. В обществе широко распространён конфликт второго и третьего типа, хотя, в крайнем случае, применяется борьба и первого типа. Уничтожение проигравшего частично допускается на войне. Неудачник в жизни иногда может совершить самоубийство или погибнуть в результате употребления наркотиков, токсинов или спиртосодержащих суррогатов. В процессе человеческой истории происходит переход от преобладания распространения борьбы первого типа к преобладанию распространения конфликтов второго и третьего типа. Этих отличий не видели представители расово-антропологической школы, которые считали, что в обществе, как и в биосфере, идёт борьба только первого типа. Поэтому попытка представителей расово-антропологической школы применить теорию Дарвина к обществу окончилась неудачей. По этим причинам представители расово-антропологической школы дали неверные прогнозы и неверные рецепты развития общества.
     Механизм социальной эволюции отличается от механизма биологической эволюции по следующим признакам:
• В обществе конфликт происходит чаще всего не за возможность сохранить жизнь, а конфликт за статус контролера, сферу влияния и ресурсы, поэтому в обществе проигравший обычно не погибает, а становится объектом контроля.
• Развитие в обществе происходит через ступени – формации, а в биосфере существуют периоды преобладания каких-то биологических видов, например, динозавров или млекопитающих. Единицей отбора в обществе являются цивилизации, а в биосфере – биологические виды. Если сущность любого биологического вида можно выразить набором информации, заложенной в гены представителей этого вида и набором физиологических признаков, то сущность любой цивилизации – набором социальных изобретений, которые применены при строительстве социальной структуры этой цивилизации. Например, в результате реформ Ельцина социальная структура Российского общества получила развитие за счёт усвоения таких западных социальных изобретений, как рынок, частная собственность и представительная демократия. Создание системы глобального мира не отменит, а, напротив, обострит это глобальное соперничество между цивилизациями, когда цивилизации-лидеры будут сменять друг друга гораздо чаще, например, в настоящий момент темпы развития юго-восточной Азии опережают темпы развития Западной Европы и США.
• В биосфере побеждает сильнейший, самый приспособленный организм, а в обществе – тот человек, который вооружён самыми эффективными орудиями.
• Скорость социальной эволюции примерно в одну тысячу раз выше скорости биологической эволюции. Жизнь на Земле возникла примерно 4 млрд. лет назад, а общество возникло 40-30 тыс. лет назад. Поэтому, если Дарвин сформулировал теорию социальной эволюции, то я хочу сформулировать теорию социального прогресса. Именно  скорость развития отличает быстрый прогресс от медленной эволюции.
• Если в биосфере генератор изменений - это механизм генетической изменчивости, то в обществе – творческие способности человеческого разума.

0

2

Представителями расово-антропологической школы  были Х. Чемберлен и Л. Вольтман.  Главная ошибка расово-антропологической школы состояла в том, что её представители призывали, фактически, к созданию привилегий для «высшей» расы и построению кастового строя. Эти привилегии ограничивают протекание конфликтов, что приводит, с одной стороны, к социальному застою,  падению конкурентоспособности и  росту иждивенческих настроений среди олигархов. С другой стороны, установление кастового строя приводит к выключению лифтов социальной мобильности, когда прирождённые правители из низов не могут сделать легальную карьеру и вынуждены устраивать социальную революцию с целью физического уничтожения олигархов. Кастовый строй всегда построен на «пороховой бочке», на непреодолимом конфликте между «выскочками» и «вырожденцами». Представители расово-антропологической школы предложили построить мировое господство германской нации, и Гитлер попытался воплотить эту утопию в жизнь, но потерпел полный крах. Гитлер построил тиранию и тоталитаризм, которые являются более отсталой формой правления и более отсталым политическим режимом, по сравнению с представительной демократией. Нацистские  и евгенические эксперименты по выведению высшей расы с помощью искусственного отбора противоречат принципам гуманизма и демократии. Нацисты на практике пытались организовать физическое уничтожение евреев и цыган. В результате нацистского эксперимента погибло примерно 6 млн. евреев. Попытка Гитлера построить на практике утопию о мировом господстве германской нации и развязать вторую мировую войну привели к гибели около 55 млн. человек, среди них 27 млн. 500 тыс. россиян. Крах фашистского эксперимента показал, что затея устроить искусственный отбор для людей обречена на провал. Сегодня человечество строит глобальный мир, где происходит неизбежное переселение и смешение представителей различных национальностей и рас. В глобальном мире не может быть места для политики «расовой гигиены» - политики искусственного отбора людей и наций с помощью насильственной стерилизации и уничтожения людей в концентрационных лагерях. Национализм передовых наций был разгромлен в результате второй мировой войны, но сегодня миру гораздо больше угрожает национализм отсталых наций. Любая империя, например Римская империя, империя Александра Македонского, Россия или США, возникает путём завоеваний и представляет собой национальный котёл, где нации смешиваются. Пропаганда национализма в таких многонациональных странах, как Россия и США, может привести к гражданской войне, а хуже этого ничего не бывает.
Система – это сумма элементов и связей между ними.
Развитие системы – это усложнение или упрощение системы.
Прогресс – это усложнение системы, появление в системе новых связей и элементов.
Регресс – это упрощение системы, исчезновение из неё связей и элементов.
Таким образом, прогресс и регресс – это два противоположных видов развития. Пример регресса  - это структура советского общества по сравнению  с  Россией при Временном правительстве  образца с марта по октябрь 1917 года. В советском обществе были отменены такие социальные изобретения, как частная собственность (экономический контроль), рыночная конкуренция, многопартийная система, парламент, разделение властей, свободные выборы и политические свободы, запрет на государственную цензуру, большевики даже пытались отменить такие социальные изобретения, как деньги, религиозный контроль и семья, но потерпели неудачу.
Вывод: Общество в целом развивается прогрессивно. Эта аксиома доказывается огромной суммой фактов прогрессивного развития орудий труда, функций мышления, появления всё новых и новых групп и организаций, роста научных знаний, видов социальных конфликтов и видов социального контроля, новых общественных формаций, как ступеней развития общества.
Социальный конфликт – это вид социального взаимодействия, при котором участники пытаются одержать победу над своими противниками с помощью различных средств с целью физического уничтожения противника, превращения его в объект контроля или завоевания чужой сферы влияния и ресурсов.
Социальный контроль – это вид социального взаимодействия, при котором контролёр принуждает объект контроля к выполнению норм с помощью угрозы применения положительных или отрицательных санкций, с помощью внедрения стереотипов.
Таким образом, в отношениях социального контроля существует два статуса – контролёр и объект контроля.
Санкция – это награда или наказание, таким образом, санкции бывают положительные или отрицательные.
Нормы – это правила поведения.
Стереотип – это образец для подражания, который внедряется в сознание людей через средства массовой информации и культуры.
     Сущность  взаимосвязи между социальным конфликтом и контролем  состоит в следующем. С одной стороны, победитель в конфликте становится контролёром до следующей вспышки конфликта, а проигравший становится объектом контроля, проигравший вынужден погибнуть или уступить победителю сферу влияния. С другой стороны, контролёр вынужден поддерживать оптимальный уровень строгости санкций социального контроля, так как слишком строгий или слишком мягкий уровень строгости вызывает новую вспышку конфликта из-за того, что объект контроля в этом случае начинает сомневаться в способности контролёра выполнять свои функции. В случае слишком сурового контроля объект контроля идёт на конфликт с контролёром из-за чувства отчаяния и решает рискнуть своей жизнью, достижениями в карьере или заработной платой ради освобождения от слишком сурового контроля. В случае слишком мягкого контроля объект контроля получает надежду на победу над контролёром, так как он начинает считать контролёра слишком слабым и неспособным применить наказания. Например, учащиеся устраивают срыв урока в случае тиранического или попустительского стиля наведения порядка на уроке со стороны педагога.
Сущность моей теории социального прогресса состоит в следующем.
Существует три фактора социального прогресса:
• Конфликт за статус контролёра.
• Контроль победителя за нормами поведения побеждённых.
• Естественный отбор претендентов в контролёры в результате конфликта.
       Вывод: Отношения конфликта и контроля служат основными элементами для построения социальных систем. Прогресс общества в результате конфликтов приводит к появлению всё новых и новых  видов конфликта и контроля и усложнению социальной системы. Конфликты вызывают необходимость  изобретения всё новых и новых  средств борьбы и средств контроля, новых видов конфликта и контроля, а контроль в обществе позволяет сохранить, приумножить и  распространить среди отсталых народов эти изобретения.
  Можно проследить взаимосвязь теории Дарвина с моей теорией:
• Борьба за существование в биосфере подобна борьбе за статус контролёра в обществе.
• Естественный отбор в биосфере подобен отбору контролёров в обществе.
      Прежде всего, война, рыночная конкуренция, идеологическая и религиозная борьба, эстетический конкурс являются важнейшими видами конфликта, которые вызывают прогресс общества и появление новых технических изобретений. В качестве примера быстрого прогресса в области изобретения новых видов оружия можно рассмотреть на примере 2 мировой войны. В начале этой войны в СССР опережал Германию в развитии танков. Советские средние танки Т 34 и тяжёлые танки КВ превосходили немецкие средние танки  Т 3 и Т 4. Чтобы преодолеть это отставание в качестве танков  немцы изобрели и применили на Курской дуге в 1943 году тяжёлые танки «Тигр» и средние танки «Пантера». В ответ русские изобрели тяжёлые танки ИС. Чтобы бомбить Лондон немцы в конце войны изобрели ракеты ФАУ. Чтобы поставить на колени Японию американцы в конце войны изобрели и применили атомную бомбу. Рыночная конкуренция сегодня имеет значение для прогресса общества даже большее, чем война, Сегодня именно рыночная конкуренция приводит к экономическому расцвету в странах Юго-Восточной Азии (Китай, Япония, Южная Корея и так далее) и экономическому упадку в США и странах Европейского Союза. Именно из-за поражения в  экономической конкуренции с Западом произошёл крах и распад Советского Союза. Американский Голливуд сегодня доминирует в мире в области кино и навязывает другим странам американские стандарты и ценности капитализма в области культуры.
Проигравшие на войне страны вынуждены становиться колониями более передовых стран-победителей и вводить новые социальные изобретения под контролем этих победителей. Германия и Япония после поражения в 1945 году были вынуждены ввести представительную демократию вместо тирании и наследственной монархии. Россия была вынуждена добровольно ввести представительную демократию, частную собственность и рыночную конкуренцию вместо тирании, коммунистической олигархии, государственной собственности, экономического планирования в 1991 и 1993 годах после поражения в Холодной войне (в гонке вооружений) и в рыночной конкуренции с Западом. Это поражение в рыночной конкуренции с Западом и гонка вооружений вызвала голод, появление товарных дефицитов  и большие экономические проблемы в СССР, чтобы решить эти экономические проблемы, руководство России во главе с президентом Ельциным было вынуждено отстранить от власти коммунистов и провести эти политические и экономические реформы.

0

3

Социальная утопия – это ложная теория, которая призывает к регрессу социальной структуры, к насильственной отмене великих социальных изобретений. Социальная утопия – это сказка для взрослых. Утописты предлагали отменить различные социальные организации и формы социального конфликта и контроля – правительство, государство, бюрократию, правоохранительные органы, армию, частную собственность, религию и церковь, семью, а также войну и рынок. Эти организации, виды социального конфликта и контроля представляют собой «скелет» социальной структуры. Если отменить эти элементы и связи, то социальная структура просто обрушится до основания. Прогресс человеческого общества в том и состоял, что человечество с большим трудом изобретало и встраивало каждый новый элемент в эту социальную структуру. Каждый новый элемент выполняет в обществе свою специфическую функцию. Отмена этого элемента приводит к тому, что становится некому выполнять эту функцию, отчего наступает социальная болезнь. Если большевики почти отменили деньги, частную собственность и рыночную конкуренцию в 1917 г., то в результате этих ошибочных действий в России наступила полная разруха и голод. Отмена частной собственности приводит к исчезновению стимулов к труду. Отмена рыночной конкуренции внутри страны приводит к появлению дефицитов, голоду, снижению качества выпускаемой продукции отечественного производства, поражению отечественной промышленности на мировом рынке, исчезновению возможностей для экспорта отечественной продукции, самоизоляции и отсталости отечественной экономики. Полного экономического равенства не может быть в принципе, так как это в корне уничтожает стимулы к производительному труду.  Можно сделать вывод, что в обществе нельзя отменить ни один вид социального конфликта и контроля. Любая подобная попытка встречает естественное сопротивление людей, здравый смысл которых не позволяет поверить в опасные социальные утопии, поэтому утописты стараются применить насилие с целью заставить людей строить утопию.
Примеры утопистов: Платон, Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Джерард Уинстенли, Жан Мелье, Габриель Бонно де Мабли, Морелли, Гракх Бабёф, Анри де Сен-Симон, Шарль Фурье, Жан Жак Руссо, Роберт Оуэн, Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Николай Чернышевский и др. Часто это были самоотверженные люди, но фанатики утопической идеи.  Многие из этих утопистов обещали избавить трудящихся от угнетения, то есть от социального контроля, но отменить социальный контроль в обществе не представляется возможным в принципе.
Коммунистический эксперимент в России был завершён в 1991 г., настала пора делать выводы из этого эксперимента:
• Первый прогноз Маркса: запрет войн, установление демократического мира между народами.
Результат: большевистская Россия часто становилась агрессором и источником террористической угрозы.
Вывод: полный запрет войн является несбыточной утопией.
• Второй прогноз Маркса: социализм должен победить во всём мире.
Результат: Дело социализма сегодня проиграно почти повсюду.
• Третий прогноз Маркса: должны отмереть рынок, эксплуатация человека человеком, частная собственность на средства производства.
Результат: Экономический крах социализма.
• Четвёртый прогноз Маркса: должно произойти отмирание религии, так как, по мнению коммунистов, религия – это опиум для народа.
Результат: Крах всех попыток запретить религшию. Большая доля священников оказались в ГУЛАГе, где многие из них погибли. Большая часть церковных ценностей была разграблена советской властью. Многие храмы были взорваны или осквернены по приказу властей. Удалось подорвать веру в бога у значительной части населения, это привело к росту числа самоубийств, разводов, абортов, уровня преступности, расцвету бытового пьянства.
• Пятый прогноз: запрет буржуазной культуры и идеологии, которые, якобы, оправдывают эксплуатацию человека человеком.
Результат: Создание идеологической машины по обману собственного народа, установление цензуры. Талантливые деятели культуры были вынуждены эмигрировать, были высланы за границу, оказались в тюрьме, были доведены до самоубийства или прозябали в безвестности, а посредственные приспособленцы выпускали свои произведения огромными тиражами. Таким образом, исчезновение конкуренции среди советских деятелей искусства привела к общей деградации качества созданных ими художественных произведений.
• Шестой прогноз: диктатура пролетариата с последующим отмиранием государства.
Результат: Произвол властей и государственный террор против собственного народа. Преднамеренное развязывание гражданской братоубийственной войны. Запрет оппозиционных партий и казни их членов. Постепенно выборы превратились в фарс. Вместо отмирания государство стало тираническим, а затем олигархическим. Органы государственной безопасности могли действовать вопреки закону. Начало большевистского террора стало одной из причин гражданской войны.
• Седьмой прогноз Маркса: построение бесклассового общества.
Результат: бесклассовое общество (коммунизм) осталось несбыточной утопией, а реальностью стало уничтожение представителей дворянства, духовенства, богатых крестьян, казаков, предпринимателей, конфискация имущества и государственный грабёж.
Вывод: пока будет существовать разделение общественного труда, пока общество будет построено на социальном конфликте и социальном контроле, до тех пор бесклассовое общество останется несбыточной утопией.       
        Выводы из коммунистического эксперимента:
Упрощать социальную структуру не представляется возможным в принципе. Религия, частная собственность, рынок, государство, законы, деньги, принцип разделения властей, демократия, многопартийная система, конституция, художественный конкурс, научная дискуссия, пенитенциарная система, армия, правоохранительные органы, социальный контроль и социальный конфликт – это великие социальные изобретения, которые никогда не «отомрут» и не могут быть отменены без ущерба для общества и без справедливого сопротивления населения усилиям «утопистов». Самоизоляция утопического государства неминуемо приводит к экономическому краху.
Существует восемь типов социального конфликта и восемь аналогичных типов социального контроля:
1. Психологический конфликт.     1. Психологический контроль.
2. Моральный конфликт.               2. Моральный контроль.
3. Вооружённый конфликт.           3. Вооружённый контроль.
4. Административный конфликт. 4. Административный контроль.
5. Религиозный конфликт.             5. Религиозный контроль.
6. Экономический конфликт.         6. Экономический контроль.
7. Эстетический конфликт.            7. Эстетический контроль.
8. Идеологический конфликт.       8. Идеологический контроль.
     На механизме угрозы санкций построен моральный, вооружённый, административный, экономический и религиозный виды контроля. На механизме внедрения стереотипов построен эстетический и идеологический виды контроля.
В пяти типах контроля применяется пять соответствующих типов санкций:
•        Моральные санкции – похвала или брань.
• Вооружённые санкции – телесные наказания.
• Административные санкции – повышение или понижение по службе, предоставление работы или увольнение.
• Религиозные санкции – угроза вечных мук в аду или вечного блаженства в раю, обещание преимуществ или кар в процессе в процессе перерождении душ.
• Экономические санкции – премия или штраф.
            Виды социального конфликта и социального контроля были изобретены не одновременно, а по очереди в процессе социального прогресса, в процессе истории человеческого общества. Трансляция норм и угроза санкций в процессе психологического контроля и конфликта часто осуществляется не с помощью слов, а на языке жестов. Эти примитивные виды психологического конфликта и контроля человечество унаследовало от животных предков.
Можно привести следующие примеры каждого вида конфликта:
• Примеры психологического конфликта - это взаимное устрашение на языке жестов, выяснение в процессе флирта того факта, кто является лидером в любовных отношениях, соревнование демагогов за влияние на толпу.
• Пример морального конфликта - это ссора между людьми в процессе борьбы за статус лидера в малой группе.
• Примеры вооружённого конфликта - это охота на диких животных, война между государствами, гражданская война, война между преступными группами и против полиции, вооружённый захват власти или политическое убийство, экстремистский террор, поединок или спортивные соревнования.
• Примеры административного конфликта - это выборы, конфликт бюрократических клик или забастовка рабочих. Клика – это группа или шайка единомышленников, которая стремится с помощью различных подлых методов уволить с работы членов других клик и продвинуть членов своей клики вверх по административной служебной лестнице. Существует три вида выборов: прямые выборы на народном собрании, выборы в привилегированном собрании, всенародные многопартийные выборы. Система выборов в народном собрании была доведена до совершенства в древнегреческих Афинах, система выборов в привилегированном Сенате была доведена до совершенства в древнегреческой Спарте и в Древнем Риме, система всенародных выборов была доведена до совершенства в Англии и США в результате движения чартистов и феминисток. Чартисты добились права голоса для рабочих, а феминистки – для женщин.
• Пример религиозного конфликта - это религиозная конкуренция между церковными и сектантскими организациями за сферу влияния на верующих в рамках соблюдения свободы совести, изобретённой в США.
• Пример экономического конфликта это рыночная конкуренция, в условиях которой выживает тот производитель, который может произвести и продать товар по наименьшей цене и с наилучшим качеством. Рыночные отношения были изобретены финикийцами и древними греками в Афинах. Там была изобретены морская торговля и морские корабли, золотые деньги, ремесленное производство товаров на продажу и частная собственность на средства производства, но в качестве рабочей силы они использовали рабов. В Средние века в Западной Европе был отменён рынок и восстановлено натуральное хозяйство, так как центр цивилизации переместился со Средиземного моря на европейский материк, а торговля по сухопутным дорогам была затруднена из-за феодальной раздробленности. В Новое время рыночные отношения были восстановлены в Западной Европе на новой основе – в дополнение к старым признакам рынка были изобретены океанская торговля и океанские корабли (каравеллы), наёмная рабочая сила и машинное производство. Океанскую торговлю и каравеллы изобрели в Португалии и Испании.
• Пример эстетического конфликта - это конкурс между деятелями искусства, который был изобретён в Древних Афинах. Театр тоже был изобретён в Афинах.
• Пример идеологического конфликта – это спор или дискуссия между учёными, между политиками или между средствами массовой информации. Формальная логика (наука о законах правильного мышления) и риторика (наука о красноречии) были изобретены в Древней Греции. Аристотель изобрёл формальную логику.
Можно привести следующие примеры для каждого вида контроля:
• В процессе психологического контроля примерами контролёров служат гипнотизёр, демагог, умеющий воздействовать на толпу и «роковой» человек, умеющий внушать безответную любовь к своей персоне со стороны представителя противоположного пола.
• Пример морального контроля – это контроль лидера в малой группе с помощью таких санкций, как похвала или брань в условиях нравственной поддержки лидера со стороны большинства членов этой группы.
• Пример вооружённого контроля – это контроль в фермерском хозяйстве против домашних животных, контроль в преступной крупе, в любой тотальной организации - казарме, лечебнице для невменяемых, тюрьме, рабовладельческом хозяйстве, концентрационном лагере для военнопленных - с помощью таких санкций, как телесные наказания. При такой форме правления, как тирания, власти превращают систему уголовного права в систему государственного террора и запугивания граждан.
• Примеры административного контроля – это контроль внутри вассально-ленной системы, внутри любой бюрократической организации – налоговой службы, армии, церкви, полиции, системы образования, системы государственного здравоохранения, государственного сектора в экономике, социалистической командно-административной системы, министерской системы исполнительной власти - с помощью таких санкций, как увольнение или приём на работу, повышение или понижение по службе. Административный контроль был изобретён вместе с изобретением бюрократии в Древнем Египте и государствах Месопотамии.
• Пример религиозного контроля – это контроль «пророка» в харизматической секте и священника над верующими с помощью таких санкций, как угрозы вечных мук в аду или обещания вечного блаженства в раю, обещания преимуществ в процессе реинкарнации. Религиозный контроль был изобретён в таких мировых религиях, как христианство, ислам и буддизм. Механизм религиозного контроля был изобретён в период заката Римской империи.

0

4

• Примеры экономического контроля – это контроль на частном предприятии, контроль международных банков и государственное регулирование рынка с помощью таких санкций, как премия или штраф. На сегодняшний день этот вид контроля является самым эффективным. Экономический контроль был изобретён в Новое Время в Англии и Нидерландах. Международные банки пытаются экономически контролировать политику целых стран. Система государственного регулирования внутреннего рынка использует такие экономические рычаги как льготы по кредитам, налогам и пошлинам.
• Пример эстетического контроля – это контроль с помощью внедрения эстетических стереотипов – привлекательных образов.
• Пример идеологического контроля – это контроль с помощью внедрения идеологических стереотипов путём многократного повтора нормы. Примером эстетического и идеологического контроля служит политическая и торговая реклама. Изобретение в Западное Европе и США в Новое время средств массовой информации и культуры – газет, кино, радио, телевидения, эстрады, видео – позволило построить систему идеологического и эстетического контроля. При коммунистической и фашистской тирании даже была построена государственная идеологическая машина по обману и дезинформации граждан в интересах властей. Чтобы обезопасить граждан от этой опасности, в условиях западной демократии существует свобода печати, то есть система конкуренции между частными средствами массовой информации, при которой телевизионная компания, которая предоставляет ложную, неинтересную или устаревшую информацию, будет вынуждена разориться.
  Мой прогноз: дальнейший прогресс человеческого общества должен привести к изобретению новых видов конфликта и контроля.
    Главное отличие групп от организаций состоит в виде социального контроля, который применяется при их строительстве. Малые группы построены, главным образом, на моральном контроле, лишь преступные и, отчасти, подростковые группы построены на вооружённом контроле. Организации не могут быть построены на моральном контроле в принципе. Харизматические группы являются переходной ступенью от группы к организации, они построены на религиозном контроле. Тотальные организации построены на вооружённом контроле. Бюрократия построена на административном контроле. Частная фирма построена на экономическом контроле.
    Примерами тотальных организаций являются армейская казарма, команда корабля, тюрьма, военное училище, концентрационный лагерь, монастырь, больницы для слепых, пожилых, невменяемых, нищих. Примеры бюрократических организаций – это  школа, административный аппарат исполнительной власти, налоговая служба, церковь, правоохранительные органы, профессиональная армия, министерство.  Макс Вебер выделил семь черт бюрократии, По моему мнению, к ним можно добавить ещё две:
• Соблюдение правил распорядка построено на угрозе применения со стороны непосредственного руководителя к его подчинённым административных наказаний – повышения или понижения по службе.
• Сотрудники ведут между собой закулисную борьбу клик за власть в организации. Например, в школе происходит конфликт школьных клик.
Таким образом, бюрократия – это иерархическая организация, построенная на административном контроле и закулисной борьбе клик за власть.
Существует одиннадцать основных групп и организаций в обществе, которые были изобретены по очереди в процессе истории:
• Семья. Она имеет функцию производства здорового потомства. Семья была изобретена в период зарождения первобытного общества. Семья, род и племя построены на моральном контроле. Между племенами часто вспыхивали войны.
• Производственная организация. Её функция – это производство жизненных благ – пищи, одежды, жилья и так далее. Исторически первыми формами производства были скотоводство и земледелие, затем возникли ремесло и машинное производство. В производственной организации применялись самые эффективные на тот момент формы контроля, например, при первобытном обществе – моральный контроль, при рабовладении – вооружённый контроль, при феодализме – административный контроль, при капитализме – экономический контроль.
• Армия. Она была изобретена в период заката первобытного общества (в период военной демократии). Она имеет функцию вести войну, то есть защищать границы национальной территории от агрессора и завоевывать чужую территорию. Армия первоначально была построена на моральном контроле, затем - на вооружённом контроле, а затем - на административном контроле.
• Правоохранительные органы – суд, полиция, тюрьма. Они были изобретены в период рабовладения. Их функция – поддержание общественного порядка, то есть осуществление вооружённого контроля правительства над гражданами, осуществление системы уголовного права. Позднее правоохранительные органы кроме телесных наказаний стали применять административные и экономические санкции. Правоохранительные органы построены на административном контроле руководителя над своими сотрудниками. Тюрьма построена на вооружённом контроле, когда охрана имеет право применять телесные наказания против заключённых. Полиция находится в состоянии войны с преступными организациями. Преступные организации – это запасной центр власти, который усиливается в случае временного ослабления полиции и законной власти правительства. Преступные организации находятся в состоянии войны друг с другом и часто против полиции.
• Бюрократия. Она имеет функцию собирать налоги и иногда – руководить общественными работами, то есть строить каналы, дамбы и так далее. Хозяйственная функция бюрократии является крайне неэффективной формой использования рабочей силы по сравнению с системой частного предпринимательства, построенной на экономическом контроле. Для осуществления сбора налогов в Древнем Египте были изобретены письменность и кадастр (книга налогоплательщиков).
• Правительство. Оно имеет функцию административно контролировать деятельность армии, бюрократии и правоохранительных органов. Иногда правительство контролирует систему образования и церковь. Теократия, наоборот, означает форму правления, при которой церковь контролирует правительство. Правительство построено на административном контроле. Сегодня в условиях представительной демократии верховная власть состоит из трёх ветвей – законодательной, исполнительной и судебной, которые независимы друг от друга.
• Церковь и секты. Они имеют функцию утешать страх верующих перед смертью и убеждать их в необходимости существования системы социального контроля, в необходимости покорности контролёрам. Церковь, как религиозная организация, была впервые построена в буддизме, христианстве и исламе. Иногда церковь применяла телесные наказания против своих противников – еретиков. Иногда церковь организовывала религиозные войны и крестовые походы против конкурентов. Церковь возникла в период заката рабовладения.
• Система образования. Она имеет функцию обучения (социализации) подрастающего поколения. Система образования возникла при рабовладении.
• Система здравоохранения. Она имеет функцию лечения людей. Первые врачи появились при рабовладении. Медицинские организации построены на административном контроле.
• Искусство, средства массовой информации и культуры. Они имеет функцию удовлетворять эстетическую потребность и информировать людей, выполнять социализацию. Средства массовой информации и культуры находятся в состоянии конкуренции друг с другом. Корреспонденты вступают в полемику друг с другом в ходе борьбы за сферу влияния на читателей и зрителей. Отдельное средство массовой информации и культуры, например, отдельная газета или телевизионный канал, построено на экономическом или административном контроле руководителя над своими сотрудниками. Средства массовой информации и культуры были изобретены при капитализме.
• Наука. Она имеет функцию познания истины, производства изобретений и прогнозов. Наука была изобретена при рабовладении. Учёные конкурируют друг с другом в ходе научных дискуссий.
Вывод: прогресс общества приводит к возникновению всё новых и новых организаций, с соответствующими новыми функциями.
           Статика – это социальная структура или анатомия социального организма на данный исторический момент, как система организаций, которые напоминают органы в организме.
            Динамика – это описание последовательности этапов развития структуры социального организма, то есть появление всё новых и новых организаций и групп.
Эти понятия (статика и динамика)  ввёл Огюст Конт
По мнению органической школы в академической социологии, общество похоже на организм человека, поэтому общество имеет потребности. Каждая социальная организация или группа напоминает какой-нибудь орган общества и удовлетворяет какую-нибудь потребность, выполняет какую-нибудь функцию.
Общество – это прогрессивно развивающаяся система групп и организаций, которая построена на отношениях конфликта и контроля между людьми.
Людвиг фон Берталанфи создал теорию открытых систем в биологии, а затем попытался создать общую теорию систем, но этот замысел не был выполнен до конца. Примеры открытых систем – это водонапорная башня, биологический организм, общество. Открытая система - это система, которая имеет вход и выход, обменивается с окружающей средой веществом и энергией и поддерживает внутреннее равновесие.  По моему мнению, общество это открытая система, которая имеет вход и выход и поддерживает внутреннее равновесие. Окружающей средой для общества служит природа. На входе в общество можно выделить полезные ископаемые и природные ресурсы. На выходе из общества можно выделить различные отходы производства. Нарушение внутреннего равновесия происходит по различным причинам – по причине недостатка ресурсов на входе, из-за чрезмерного роста населения, из-за резкого изменения окружающей среды – климата, экологической обстановки и глобальных проблем. Нарушение равновесия приводит к голоду, революции, гражданской войне, когда люди убивают друг друга за кусок хлеба и войнам между государствами в погоне за исчезающими ресурсами. По закону вызова и ответа А.Тойнби, причины нарушения равновесия – это вызов для общества, на который элита должна найти ответ, то есть решить проблему с дефицитом ресурсов на входе.. Ограничение рождаемости происходит или естественным путём в результате голода, эпидемий и войн или с помощью искусственных способов, например, с помощью налога на второго ребёнка как в современном Китае.
Формации – это ступени развития общества.
Главная мысль формационного подхода состоит в том, что развитие общества идёт через ступени – через формации. В работе «К критике политической экономии» Маркс перечислил четыре формации:
• античную,
• азиатскую,
• феодальную,
• капиталистическую.
В 1928-1935 гг. в СССР была научная по этому вопросу, в результате И.Сталин подвёл итог этой дискуссии и назвал пять формаций:
• первобытнообщинную,
• рабовладельческую,
• феодальную,
• капиталистическую,
• коммунистическую.
Социализм, по мнению Сталина – это первая фаза коммунизма.
     Об азиатской формации Сталин заставил забыть, так как она очень напоминала социализм. Получается так, что в СССР было построено такое же общество, как в Древнем Египте, поэтому социализм – это регресс. Тема «Азиатская формация» стала запретной темой в советской философии. На Западе на эту тему писал К. Виттфогель в работе «Восточный деспотизм: сравнительное исследование тотальной власти" и упоминал  Р. Арон в работе «Демократия и тоталитаризм». Причина незавершённости до сегодняшнего дня дискуссии о формациях состоит том, что философы не смогли найти правильного критерия, который отличает одну формацию от другой. По мнению Маркса, таким критерием является уровень развития производительных сил, но этот критерий является слишком абстрактным, непригодным для сравнения формаций, поэтому одни исследователи выделяли четыре формации, а другие – пять, одни считали азиатскую формацию отличной от других формациёй, а другие исследователи – так не считали. По моему мнению, таким критерием является вид контроля в сфере экономики:
• первобытная формация построена на моральном контроле,
• рабовладение – на вооружённом контроле,
• феодализм – на административном контроле,
• капитализм – на экономическом контроле.
       Для коммунизма Маркс не изобрёл нового вида контроля и даже считал, что при коммунизме будут отменены все формы социального контроля, но такой прогноз оказался утопией, так как общество не может существовать без отношений социального конфликта и социального контроля. При социализме были сделаны попытки использовать в экономике идеологические стимулы – флажки, вымпелы, переходящие знамёна, значки Ударника коммунистического труда, медали и орден Героя социалистического труда, статьи в газете, прославляющие ударников, фотографии на Доске Почёта, Почётные грамоты. Первым ударником стал шахтёр Алексей Стаханов. Но эта кампания закончилась полным провалом, так как рабочие не хотят работать за флажки. При социализме реально воздействовали на людей такие санкции, как телесные наказания в сфере принудительного труда заключённых в Гулаге, угроза смертной казни для «вредителей» и административные санкции в сфере свободного труда. Телесные наказания в сфере экономики – это признак рабовладения, а административные стимулы – это признак феодализма, поэтому социализм – это азиатская разновидность феодализма, где присутствует внушительный по размеру государственный сектор рабовладельческой экономики.

0

5

Таким образом, по моему мнению, в истории общества существовало четыре формации:
• первобытная,
• рабовладельческая,
• феодальная,
• капиталистическая.
       Азиатская формация была изобретена в Древнем Египте и Месопотамии, позднее подобные общества возникли в Древней Индии, Древнем Китае. Мексике, Перу, Византии и царской России. "Азиатский" и деспотический характер царской России, по мнению Виттфогеля,  продиктован внешним фактором - татаро-монгольским завоеванием. Спустя девять месяцев после падения азиатского государства, созданного царизмом, большевистская революция расчистила дорогу тотально-азиатскому государству СССР. В царской России Виттфогелю совершенно чётко видятся черты, типичные для "восточных деспотий" - сельская община и бюрократия.
     По моему мнению, в Азии изобрели поливное земледелие и скотоводство, построили громадные ирригационные системы и другие глобальные объекты - пирамиды в Египте, городские стены и зиккураты в Месопотамии, китайскую стену в Китае. Эти громадные объекты стали археологическими памятниками и часто бесполезным способом растраты человеческой энергии, который не имел реальной пользы. В Азии изобрели государственное рабство, бюрократию, налоги, иероглифическую письменность, деспотию, регулярную армию, суд, правоохранительные органы, кодекс законов, государственную собственность на землю, храмовое хозяйство и хозяйство фараона. Бюрократия имела функции сбора налогов и руководства строительством глобальных обьектов. Деспотия или, другими словами, тирания была жизненно необходима в странах Древнего Востока, так как только деспот мог заставить каждый год ремонтировать ирригационные системы и тем самым предотвратить голод. Азиатская формация стала азиатской разновидностью рабовладения, которая постепенно превратилась в азиатскую разновидность феодализма, ярким отличием которого было
      В Древней Греции были изобретены частная собственность на землю и рабов, представительная демократия и аристократия, военный корабль – триера, рынок, спорт, конкурс. Только на Западе существовало крепостное право и вассально-ленная система, построенные на административном контроле. Именно на Западе был изобретён капитализм. В Азию капитализм был принесён на штыках западноевропейских колонизаторов.
     Вывод: по моему мнению, Виттфогель был прав отчасти по вопросу о причинах возникновения деспотии в различных странах. Он сосредоточил своё внимание лишь на одной из причин возникновения деспотии (необходимости строить ирригационные системы в условиях поливного земледелия) и не видел других причин. По моему мнению, главной причиной возникновения деспотии являются экстремальные внешние и внутренние условия жизни общества. Такими условиями могут быть угроза внешней агрессии, большая территория и имперское устройство страны, когда существует необходимость подавления сепаратистских восстаний. В России никогда не было поливного земледелия, но для России всегда существовали угрозы внешней агрессии со стороны многочисленных агрессивных соседей. Россия всегда обладала большой территорией и всегда существовала необходимость подавлять восстания сепаратистов. Неслучайно, что сегодня Россия выбрала самую жёсткую модель демократии – президентскую республику, иначе в России могла начаться гражданская война против сепаратистов или Россия могла проиграть войну на международной арене.
       Россия занимает срединное положение между Европой и Азией, поэтому Россия почти ничего не изобрела своего, а заимствовала социальные изобретения попеременно то из Европы, то из Азии. Вообще, существует очень мало стран, которые сумели сделать хотя бы одно социальное изобретение.
Список «учителей» для России:
• Первыми учителями для восточных славян стали викинги с Запада, из Швеции, которые принесли в Россию княжескую власть, торговлю по рекам, оружие и военный строй, законы, сбор дани.
• Вторым учителем для России стала Византия, которая тоже занимала срединное положение между Европой и Азией, из Византии было позаимствовано христианство, письменность, архитектура.
• Третьим учителем для России стали татаро-монголы и Золотая орда из Азии, которые научили русских собирать налоги с каждого двора и строить деспотию, в результате в Московском княжестве была установлена абсолютная монархия, где престол передавался по наследству старшему сыну или старшему брату.
• Четвёртым учителем для России в 17 в., и особенно при Петре 1, стала Западная Европа (сначала Польша, затем Швеция, Голландия, Англия, Германия, Франция; Россия воевала попеременно с некоторыми из этих стран и училась у них). Из Западной Европы были заимствованы три английских изобретения - технические изобретения, рынок и экономический контроль. Николай 2 под нажимом либералов и революционеров пытался ввести четвёртое английское изобретение - построить систему представительной демократии, Николай 2 ввел парламент и многопартийные выборы, но не смог достроить эту форму правления – не ввел конституцию и контроль парламента над правительством.
         В результате Октябрьского переворота 1917 г. произошёл срыв в социальном строительстве. Большевики уничтожили капиталистический строй и построили примитивную азиатскую формацию по примеру Древнего Египта. Были проведены четыре кампании по строительству азиатской формации:
• Военный коммунизм. Ленин отменил частную собственность на землю и заводы, экономический контроль в экономике, рынок, недостроенную представительную демократию, он даже тщётно пытался отменить деньги, религию и кодекс законов. Эта кампания вызвала гражданскую войну в России, но большевики сумели в ней победить, хотя им пришлось пойти на временные уступки крестьянам в форме политики НЭПа.
• Индустриализация. Большевики организовали большие стройки заводов тяжёлой и военной промышленности, каналов и железных дорог. Источниками финансирования этих строек стало ограбление сельского хозяйства, бесплатный труд заключённых, принуждение к покупке облигаций государственного займа, продажа водки.
• Коллективизация. Большевики насильно загнали крестьян в колхозы и заставили работать почти бесплатно – за «галочки» в журнале трудодней. Крестьяне питались и платили большие налоги с огорода. Богатые крестьяне были ограблены и репрессированы. В результате у крестьян полностью исчезли стимулы к труду, и сельскохозяйственная отрасль пришла в состояние полного упадка.
• Культурная революция или большой террор или «большая чистка». Ленин построил олигархию,  где олигархов  называли «ленинской гвардией». В 20-е годы началась борьба фракций за власть внутри этой «ленинской гвардии». Сталин по очереди победил парализованного Ленина, фракцию Троцкого, фракцию Зиновьева и Каменева, фракцию Бухарина, Рыкова и Томского. В 1937-1938 гг. он физически уничтожил почти всю «ленинскую гвардию» и построил тиранию. Вместо «ленинской гвардии» он создал новый правящий слой – номенклатуру, которая была жёстко подчинена тирану. Таким образом, при Сталине азиатская формация была достроена и представляла собой классический образец
          Н. С. Хрущёв физически уничтожил нового претендента в тираны – Л. П. Берию - и восстановил олигархию, с чего начался постепенный демонтаж азиатской формации в России. Ельцин полностью разрушил олигархию и азиатскую формацию в России, он построил капитализм и систему представительной демократии по западным образцам.
      Азиатская формация была построена и в других странах социалистического лагеря, где по советскому образцу тоже были проведены эти четыре кампании. Как только были выведены советские войска в 1989 г. из стран восточной Европы, там произошли «бархатные» революции и был восстановлен капитализм. Азиатскую формацию в Китае построил Мао Цзэдун, который выиграл гражданскую войну и провёл такие кампании, как «большой скачок», народные коммуны и культурная революция. Сегодня в Китае проводится политика НЭПа, но власть находится в руках коммунистической олигархии, а студенты, которые требовали демократии на площади Тяньаньмэнь, были раздавлены танками. Азиатская формация сохраняется сегодня в Северной Корее и на Кубе.
      Вывод состоит в том, что социализм является регрессом по сравнению с капитализмом, и этот грандиозный коммунистический эксперимент привёл к большим жертвам в России. Большевики не смогли найти свой русский путь развития страны и повели страну отсталым азиатским путём. И сегодня коммунисты не умеют строить ничего, кроме этой примитивной модели общества. Повторение подобного утопического эксперимента станет для России катастрофой.
Существуют три главные идеи цивилизационного подхода:
• Каждая локальная цивилизация имеет неповторимое своеобразие. Они отличаются друг от друга по системам ценностей, обычаям, культуре, производственной технологии, своей морали и философии.
• Каждая локальная цивилизация переживает периоды рождения, расцвета, упадка и гибели. Таков цикл жизни цивилизации.
• Эти локальные цивилизации существуют рядом друг с другом, сменяют друг друга и борются друг против друга.
      Исследователи выделяют несколько локальных цивилизаций: Древний Египет, цивилизация Вавилона и Ассирии, Древний Китай, Древняя Индия, античная цивилизация Древней Греции и Древнего Рима, цивилизация Древней Америки, мусульманская цивилизация Арабского халифата и Османской империи, Западноевропейская цивилизация. Существует дискуссия о составе этого списка цивилизаций. Причина этой дискуссии состоит в том, что исследователи пока не нашли  критерия, который отличает одну цивилизацию от другой. По моему мнению, таким критерием является список совершённых этой цивилизацией великих социальных изобретений. Например, мои большие сомнения вызывает попытка считать Россию отдельной цивилизацией. Несмотря на российский патриотизм, трудно отыскать в истории России факт совершённых русскими великих социальных изобретений, которые вошли в золотой фонд человечества. Россия, как и большинство стран мира, не изобретала, а училась у других цивилизаций. Хочется повторить ещё раз, что Россия – это переходная страна от Азии к Европе, наподобие Византии. Цивилизация – это общество, построенное на определённом наборе великих социальных изобретений. Одна цивилизация отличается от другой цивилизации набором этих изобретений.
   Сущность закона вызова и ответа Тойнби состоит в следующем: окружающая среда предлагает цивилизации вызов, элита должна найти ответ, если ответа нет или он неадекватный, то цивилизация погибает, если элите удаётся найти правильный ответ, то эта цивилизация завоёвывает и учит соседей этому великому изобретению.  Примеры успешных ответов цивилизаций:
• Охотники Сахары. После окончания ледникового периода начался процесс иссушения афразийской степи, на месте тучных пастбищ возникла пустыня Сахара. Процесс иссушения – это вызов для древних людей. Некоторые племена охотников и собирателей просто вымерли. Другие племена сделали два великих ответа: кочевое скотоводство и поливное земледелие. Кочевники основали кочевую цивилизацию и стали искусно водить свои стада из одного оазиса в другой. Предки египтян и шумеров сумели освоить болота в долинах рек Нил, Тигр и Евфрат, они основали речные цивилизации, они построили грандиозные дренажные и оросительные системы, используя не железные, а только каменные и деревянные орудия труда.
• Андская цивилизация возникла на территории нагорья. Вызов для предков инков – это малая территория земли, пригодной для земледелия в горах, суровый климат и низкое плодородие земли. Ответ – это террасное земледелие.
• Минойская цивилизация. Центром этой цивилизации был остров Крит, эта цивилизация возникла в результате вызова моря. Минойская цивилизация погибла в результате извержения вулкана в 1 600 г. до н.э. Финикийцы жили в горах на берегу моря и имели мало земли, пригодной для земледелия. Ответ – изобретение морских кораблей, морской торговли и алфавита. Финикийскими товарами стало бронзовое оружие, изделия из стекла и пурпурные ткани. Финикийцы были вытеснены с морских путей их учениками – древними греками. Последняя колония финикийцев – Карфаген - была разрушена Древним Римом и финикийская цивилизация погибла.
• Вызов для античной цивилизации Древней Греции – это малое плодородие каменистых почв. Было три попытки сделать ответ на этот вызов. Ответ Спарты состоял в том, что нужно завоевать близлежащие земли в Мессении, превратить завоёванных жителей в государственных рабов и заставить их работать на спартанцев. Для выполнения этой задачи Спарта была вынуждена создать регулярную армию, но спартанцы не имели ремесла и торговли, они были отсталыми во всех областях, кроме войны. Ответ Коринфа и Колхиды состоял в том, что нужно основать заморские колонии в Сицилии, Южной Италии и Фракии, где было много плодородной земли, и привести оттуда хлеб. Но самый удачный и эффективный ответ сделали Афины. Афины позаимствовали изобретение у финикийцев – морскую торговлю и ремесло, а хлеб просто купили на вырученные деньги. Афины превзошли своих учителей-финикийцев в том, что изобрели первый в мире военный, а не торговый корабль – триеру, новые товары – железное оружие, виноградное вино, оливковое масло, серебряные украшения, керамику и так далее. Нашествие персов на Грецию вызвало успешный поход Александра Македонского. Древний Рим в ответ на нашествие галлов изобрёл мобильное построение пехоты, затем римляне изобрели Римский кодекс законов.
• Для России вызовом стали постоянные нашествия кочевников. Россия расположена на дороге из Азии в Европу. В результате подобных нашествий Византия была просто сметена с лица земли, а Австрия кое-как выстояла против турок-османов. Ответ России состоял в изобретении служилого сословия – казачества, в использовании против кочевников огнестрельного оружия и ладьи. Огнестрельное оружие было изобретено французами и англичанами в ходе столетней войны, ладья или дракар – это  изобретение викингов, таким образом, русские ничего не изобретали, а успешно использовали против азиатов европейские изобретения. Казаки обосновались на реках и сделали их естественными рубежами обороны, затем они стали использовать ладью и пушку для продвижения в Сибирь, таким образом, казаки завоевали земли кочевников и раздавили этот древний очаг агрессии против земледельцев Европы и Азии. Примером успешного похода казаков является поход Ермака из столицы Строгановых посёлка Орёл (Пермский край) в Сибирь.

0

6

• Если развить идеи Тойнби, то, по моему мнению, можно назвать вызовы, которые в ответ привели к четырем Великим английским изобретениям:
- Низкая производительность труда крепостных работников вызвала необходимость изобрести вместо административных стимулов более эффективные стимулы – премию и штраф.
- Дефицит товаров, особенно перца и пряностей, стал вызовом, который привёл к необходимости изобрести океанскую торговлю, океанские корабли (каравеллы) и рыночные отношения, при которых дефицит не может существовать в принципе. Если раньше корабли были примитивными, и на них можно было плавать только вдоль берега, чтобы в случае бури можно было спрятаться в какой-нибудь бухте, то на каравелле можно было плавать прямиком через океан.
- Конкуренция со стороны индийских ткачей, которые умели изготовлять ткани ручной работы по очень низкой цене и отличного качества, вызвала необходимость изобрести механические ткацкие станки и паровой двигатель.
- Злоупотребления тиранов вызвали необходимость изобрести систему представительной демократии, которая состоит из конституции, парламента, системы разделения властей, многопартийных выборов и политических свобод.
     Некоторые авторы необоснованно противопоставляли формационный и цивилизационный подходы при исследовании истории общества. Необходим теоретический синтез этих подходов. Кто гонит человечество вверх по ступеням прогрессивного формационного развития? Прогресс общества идёт путём проб и ошибок по закону вызова и ответа Тойнби. Локальные цивилизации реализуют различные проекты развития, борются друг с другом, в результате с помощью войны и конкуренции на международном рынке происходит естественный отбор этих цивилизаций и их ответов. Из-за этой борьбы цивилизаций происходит смена цивилизаций – лидеров на мировой арене. Война и рынок – это всегда жребий, поэтому ни одна цивилизация не может побеждать вечно по теории вероятности, однажды удача может отвернуться от ранее удачливой цивилизации, к тому же со временем происходит вырождение творческой элиты этой цивилизации, она теряет способность делать изобретения. Локальная цивилизация – это единица отбора в человеческой истории, наподобие биологического вида в биосфере. Таким образом, борьба локальных цивилизаций является причиной формационного развития, тем кнутом, который гонит человечество вверх по ступеням прогрессивного формационного развития, хотя отдельные люди, нации, организации, группы, страны и цивилизации развиваются циклически через рождение, расцвет, упадок и гибель.
    Существует два способа развития социальной структуры – это  мирная реформа и социальная революция.
      Возможным следствием революции является возникновение гражданской войны и огромного количества жертв. Все реформаторы и революционеры обычно говорят о том, что являются сторонниками прогрессивного развития или наведения порядка, но результат реформы или революции может быть как прогресс, так и регресс общества. Например, Октябрьская революция 1917 г. в России на деле привела к регрессу социальной структуры, а реформы Ельцина являются прогрессивными.
Социологию революции создал П. Сорокин. Ленин считал, что революция – это хорошо. Революция – это праздник для угнетённых, которые могут безнаказанно мстить за санкции и грабить вчерашних контролёров. Революция – это единственный способ для таких революционеров, как Маркс, Энгельс и Ленин получить власть без выборов, не спрашивая воли народа, так как на честных выборах коммунисты всегда проигрывали. Маркс называл революции «локомотивами истории».
       Сорокин и Гоббс считали, что революция – это очень плохо. Я согласен с этой точкой зрения. Сорокин считал, что революция - это тяжёлая социальная болезнь, которая внезапно может привести к смерти социального организма, что это худший способ улучшения жизни масс. На словах революционеры обещают массам «золотые горы», на деле массы получают голод, эпидемии и казни невиновных людей. Ничтожные результаты революции достигаются огромной ценой.
Сорокин называет две причины революции:
• Ущемление базовых инстинктов у большинства населения.
• Дезорганизация власти и социального контроля.
Виды ущемлённых инстинктов, как первая причина революции:
• Голод.
• Обнищание, Солдаты революционной армии – это всегда нищие и рабы. Маршалы революционной армии – это неудачники из элиты, у которых легальная карьера не получилась по различным причинам и которые готовы шагать к власти по трупам.
• Неудачная война и государственный террор. Война превращает солдат в беснующиеся толпы сумасшедших. Деспотические режимы постоянно «беременны» революцией.
• Цензура и запрет на миграцию, Например поэт В.Маяковский восславил Октябрьскую революцию из-за цензурных запретов на его публикации до революции. Был запрет на миграцию евреев из западных областей в центральную Россию или черта оседлости. Поэтому многие евреи стали революционерами.
• Сословные ограничения. Эти ограничения мешали людям из низов сделать легальную карьеру.
    Дезорганизация власти и социального контроля означает неспособность правительства подавить смуту, устранить условия, вызывающие недовольство населения, расколоть массу на части и натравить их друг на друга по принципу «разделяй и властвуй», направить выход энергии масс в другое нереволюционное русло по принципу «открыть клапан, чтобы котёл не взорвался». Атмосфера предреволюционных эпох всегда поражает наблюдателя бессилием властей и вырождением правящих привилегированных классов. История «терпит» жестокие и хищнические правительства, то тех пор, пока они умеют управлять государством, но она выносит суровый приговор бессильным и паразитическим правительствам.
   Когда происходит революционный взрыв, то безжалостная революционная метла начисто выметает весь социальный мусор – вырожденцев из элиты. Одновременно «выскочки» из низов резко бросаются вверх по социальной лестнице через огромную щель в социальном сите селекции. Такое сито существует на каждом этаже социальной лестницы. Но на второй стадии революции новая элита воздвигает новое «сито», под защитой которого выскочки, достигшие вершин, сливаются с остатками неразложившейся аристократии, которые оставляют для передачи опыта управления людьми. Новое большевистское «сито» пропускало наверх только тех, кто «от станка» или «от сохи» и отбрасывало вниз всех остальных.
     Можно сделать вывод, что революция выгодна бандитам и узурпаторам власти, и революция не выгодна всем другим социальным группам. Заслуга президента Ельцина не только в том, что он провёл необходимые стране реформы, но и в том, что он раздавил две попытки коммунистов захватить власть путём армейского и чекистского мятежа в 1991 г. и путём организации массовых беспорядков и вооруженного захвата власти в 1993 г.
     Успех большевиков в 1917 г. можно объяснить ещё и тем, что в России, как и в других передовых странах, шёл трудный процесс смены элит. Власть постепенно переходила из рук дворян в руки предпринимателей, и в этот переломный момент власть вдруг перехватили проходимцы, наподобие рэкетира Сталина и Ленина, который много лет жил в Париже на награбленные деньги и деньги немецкой разведки.
     Причинами, порождающими вторую стадию революции, являются усиление голода, преступности, реквизиций, эпидемий, примитивного хаоса «войны всех против всех». Люди стоят перед дилеммой: либо погибнуть, продолжая революционный дебош, либо навести порядок любой ценой. Примеры «творцов порядка – это Цезарь, Октавиан Август, Кромвель, Наполеон, Робеспьер, Ленин и Путин, которые умели «железным кулаком» наводить порядок после периода революции или реформ. На первом этапе происходит сумасшедший выход энергии, но человек – это не вечный двигатель, поэтому рано или поздно наступает массовая апатия и усталость. Общество, которое не способно развиваться путём мирных реформ, вынуждено платить за революцию дань в размере значительной части своего населения. Можно сделать вывод, что мирная реформа гораздо лучше, чем социальная революция.
    Сколько и какие формы правления существовали в истории человечества? Чтобы ответить на этот спорный вопрос, нужно правильно выбрать критерии, которые отличают одну форму правления от другой. Аристотель назвал шесть форм правления:
• Тирания.
• Олигархия.
• Охлократия.
• Царство.
• Аристократия.
• Демократия.
В классификации Макиавелли существует только две формы правления:
• Республика.
• Монархия.
По моему мнению, можно составить классификацию из пяти форм правления:
• ТИРАНИЯ или ЦАРСТВО, построенные на  таком виде конфликта, как вооруженный захват власти и гражданская война.
• АРИСТОКРАТИЯ или ОЛИГАРХИЯ, построенные на выборах  в привилегированном собрании.
• НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ, построенная на Выборах в народном собрании.
• НАСЛЕДСТВЕННАЯ МОНАРХИЯ, построенная на передаче престола по наследству без борьбы и дворцовых переворотах.
• ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ, построенная на всенародных многопартийных выборах.
    Из пяти форм правления самой наилучшей является представительная демократия, Но построение представительной демократии является самой сложной задачей. В случае неудачи подобного строительства представительной демократии общество скатывается к архаичным формам правления – тирании или олигархии, что и случилось в 1917 году в России при большевиках. Наихудшими из пяти форм правления являются охлократия и тирания, причём охлократия даже хуже тирании.. Тирания была изобретена в странах Древнего Востока, аристократия – Ликургом в Спарте, непосредственная демократия – в Афинах, наследственная монархия в форме обычая о престолонаследии, о передаче престола старшему сыну или старшему брату – в Московском княжестве, представительная демократия – в Англии и США. Непосредственная демократия была изобретена в первобытном обществе, олигархия и тирания – в период рабовладения, наследственная монархия – при феодализме, представительная демократия – при капитализме.
    Россия – это уникальная страна, где в течение 20 в. власти пробовали вводить все пять форм правления по очереди. До 1905 г. при Николае 2 в России была наследственная монархия. С 1905 г. до февраля 1917 г. русские пытались построить представительную демократию, с этой целью был создан русский парламент, многопартийная система, гарантированы политические свободы и свободные выборы, но не была принята конституция, и право назначения членов правительства осталось в руках императора, а не парламента. С марта по ноябрь 1917 г. было установлено двоевластие Временного правительства и Советской власти, были проведены выборы в Учредительное собрание, которое должно было выбрать форму правления. В октябре 1917 г. большевики захватили власть, и Ленин построил олигархию, где привилегированным слоем стала «ленинская гвардия» вместо дворянства, противники большевистской олигархии были физически уничтожены в ходе гражданской войны и чекистского террора. Большевики уничтожили охлократию батьки Махно на Украине. Сталин в тридцатые годы построил тиранию, при этом снова произошла смена элит – замена на вершине власти «ленинской гвардии» на номенклатуру. Хрущёв восстановил олигархию, устранив Берию, как нового претендента в тираны. Заслуга Горбачёва состоит в том, что он расшатал олигархию до основания. Ельцин разрушил олигархию и установил представительную демократию. Путин уничтожил охлократию и очаг гражданской войны в Чечне, а затем он навёл порядок после реформ Ельцина.
    США и Британия, как лидеры мирового развития в 20 веке, проводили политику свержения тиранических и олигархических правительств и построения представительной демократии по всему миру. Свержение тирании Саддама Хусейна в Ираке – это последний пример такой прогрессивной политики.

0


Вы здесь » НЕФИЛОСОФСКИЙ ФОРУМ » Социология и психология » Теория социального прогресса