Всячески стараясь оградить себя от политических диспутов и политики как таковой, я, тем не менее, вынужден признать, что в современном мире политические вопросы и проблемы связаны со всеми аспектами социального существования человека, наряду с проблемами экономики, юриспруденции и пр. В связи с этим, один из вопросов, который я предлагаю вниманию достопочтимой публики напрямую связан с идеологией, которая, на мой взгляд, канула в небытие.
Идеология, понимаю я - 1. есть система взглядов, идей, убеждений, ценностей и установок, выражающих интересы различных социальных групп, классов, обществ, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты; а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение существующих общественных отношений. Помимо этого, 2. идеология в самом широком смысле слова представляет собой некую общественную установку, стремление к воплощению которой - есть основная политическая и социальная задача этого общества. В настоящие дни идеология не может претендовать на главенство в среде регулирования общественной жизни, этим занимается этика, которая по мере своего развития, приобрела статус основного жизнеопределяющего начала в социальном. Идеология в первом своём значении проигрывает этике, ибо последняя захватила буквально все сферы жизни общества - судите сами: существует врачебная этика, этика бизнеса, экологическая этика, корпоративная этика и пр. Таким образом, этика уже не является учением о счастье, как полагал её Аристотель, а является основным проводником морали в различные сферы социального. В современную эпоху всецелой и повсеместной толерантности, когда личность каждого уважается и имеет право на собственное мнение, регулятивной основой для взаимоотношений двух и более обоюдно-уважаемых личностей служит именно этика, которая в современном понимании многих является ни чем иным, как наукой о морали. Но вспомним же о первоначальном понимании этики, в частности, у Аристотеля. Как было сказано выше, базовым понятием этики Аристотеля, было счастье, которе он полагал, как наивысшее и абсолютное благо. Здесь мы не будем рассматривать виды счастья, ибо подобное рассмотрение с неизбежностью приведёт нас к необходисмости рассматривать учение Аристотеля о душе, его политике и пр., мы лишь описательно коснёмся его концепции, не предпринимая попыток к критике, которой занимались на протяжение 2000 лет со смерти Аристотеля и занимаются до сих пор. Итак, счастье Аристотеля - есть высшее благо, которое лежит в рамках достижимости, более того, по природе каждый человек стремится к этому счастью, но Аристотель не полагал высшее благо в мирских утехах, хотя и отдавал должное оным, называя удовольствие, ими доставляемое, гедонистическим. Высшая же форма счастья, согласно Аристотелю, - эвдемония, счастье духовное, достигаемое посредством деятельности разума. Далее Аристотель указывает добродетели, следование которым и приведёт к обладанию счастьем (мужество, благоразумие, щедрость, справедливость, дружелюбие, великолепие, величавость, ...) Стоит отметить, однако, что в его понимании эти добродетели - суть осознанная разумом середина между крайностями, и, кроме того, как можно было бы заметить, относятся в какой-то степени к взаимоотношениям между людьми (представляют собой категории межличностных отношений, заключающихся в каждой личности, принимающей участие в социальном), из чего можно сделать вывод, что добродетели, коих должен придерживаться человек, скорее направленны не на урегулирование межличностных отношений, но на личностное воспитание и в некоторой мере даже самоограничение. Выводом из всего вышеизложенного служит утверждение о том, что изначально этика была учением о внутреннем, индивидуальном мире, его развитии и пр., задачей которого (учения) было воспитание тех самых добродетелей, о которых было сказанно выше. В послнедствии этика приобрела статус общественной науки и занялась вопросами межличностных отношений, но, как ни странно, и эвдемонизм, и гедонизм своего первоначального значения не потеряли и в настоящее время являются актуальными категориями жизни личностной. Причём последний является жизненнной установкой многих и является основой современного общества потребления, сложившегося на Западе и стремительно развивающегося в России.
На мой взгляд, замена идеологии(1.) этикой невозможна, ввиду различия фундаментальных оснований двух этих дисциплин: если первая основана на взаимоотношении людей, то вторая изначально своей основой имеет личностное развитие человека, не смотря на то, что в настоящее время понимается как регулятор общественных отношений. Но возможна ли смена идеологии во втором её значении этикой? Я полагаю, что да - если значимость личности превзойдёт границы толерантности (этим красивым словом по-сути именуют лишь терпимость), если стреление к самовоспитанию (в смысле пестования добродетелей) станет основной задачей в политических и социальных масштабах, то воцарится на земле демократия, столь желанная многими.
От идеологии к этике.
Сообщений 1 страница 30 из 70
Поделиться12006-11-04 11:44:38
Поделиться22006-12-06 00:41:01
А Вы сами Немо, к какой идеалогии склоняетесь?
Поделиться32006-12-06 12:24:37
Бедный Немо. Да он так немой станет Мало того, что никто не отвечает в его теме, так ещё вопросы нефтему задают
ПриятныйНемо, я вас не понимаю. Есть три понятия: идеалогия - (1), этика - (2) и этика по Арестотелю - (3). Все три - совершенно разные понятия, хотя (2) появилось путём искажения терминологи из (3). Вы говорите, что в современном обществе главным регулятором является (2), но не (1), а потом утверждаете, что это невозможно (за исключением второго понимания (1)). Как вас понимать? И при чём тут (3)? У меня такое ощущение, что вы пытаетесь подменить (2) на (3).
Поделиться42006-12-06 12:55:20
Чёрт, у меня мышка прыгает (глюки у неё) Прыгнула на крестик и всё закрылось...
Так вот... Допустим это так: (1.1) заменить на (3) невозможно. (1.2) на (3) допустим, возможно. Но это идеальный случай, и врядли такое произойдёт в каком-нибудь обществе.
Говоря о толерантности, а не входит ли она в добродетили?
Поделиться52006-12-09 00:35:00
temp user
Толерантность (терпимость) в добродетели не входит, по крайней мере в те, что перечисленны Аристотелем.
Поделиться62022-04-14 18:56:24
manuscripts held onto
Поделиться72022-04-24 00:37:27
the best poets of his era and
Поделиться82022-04-27 18:11:59
and 12 thousand Georgian manuscripts
Поделиться92022-06-24 06:12:45
written on the parchment was scratched out
Поделиться102022-06-28 23:18:22
collection of poems composed
Поделиться112022-07-25 04:37:01
... As a rule, the manuscript is called
Поделиться122022-07-26 15:10:03
among them acquired "Moral
Поделиться132022-07-26 20:53:35
... As a rule, the manuscript is called
Поделиться142022-08-21 03:06:42
From many manuscripts of Antiquity
Поделиться152022-08-22 07:36:17
and 12 thousand Georgian manuscripts
Поделиться162022-08-29 12:33:41
Many calligraphers have acquired
Поделиться172022-08-29 12:56:45
for Countess Louise of Savoy
Поделиться182022-08-30 05:53:53
number of surviving European
Поделиться192022-09-02 17:22:50
manuscripts underwent in the Middle
Поделиться202022-09-02 18:22:24
handwritten by the author.
Поделиться212022-09-13 11:05:42
55 thousand Greek, 30 thousand Armenian
Поделиться222022-09-14 04:43:44
manuscripts attributed to Robins
Поделиться232022-09-20 22:52:48
mostly in monasteries.
Поделиться242022-09-26 00:19:36
so expensive material
Поделиться252022-09-26 16:40:15
Since the era of Charlemagne
Поделиться262022-10-02 03:48:13
Many calligraphers have acquired
Поделиться272022-10-11 13:16:28
Middle Ages as in Western
Поделиться282022-11-04 03:33:47
handwritten books were made,
Поделиться292022-11-13 18:07:02
and 12 thousand Georgian manuscripts
Поделиться302022-11-14 16:44:17
"Julia's Garland" (fr. Guirlande de Julie)